Ситуация вокруг террористических группировок в Афганистане последние несколько месяцев меняется с калейдоскопической быстротой. Раскол в, как ещё недавно казалось незыблемым и твердым, Движении Талибон (ДТ), налицо. Некоторые молодые и амбициозные полевые командиры талибов, объявили себя муджахедами халифата, а аль-Багдади – лидера ИГИЛ, своим амиром.

Сообщение о смерти авторитетнейшего лидера ДТ – Мулло Омара лишь усилило центробежные силы в самом Движении. Да, тут еще «верные» союзники – террористические группировки (казалось бы, такие преданные совсем недавно), пошли в разнос и пытаются уйти в самостоятельное плавание, причем вместе с врагом талибов – ИГИЛ. Среди таких предателей, самой заметной группировкой можно смело назвать Исламское движение Туркестана (ИДТ). Нынешний лидер ИДУ Абдуносир Валиев, по кличке Усмон Газий, наверняка помнит (он тогда был рядовым боевиком), как в 1999 году отцы основатели ИДТ - Джума Намангани и Тахир Юлдаш давали клятву верности Мулло Омару в присутствии видных полевых командиров ДТ и самого Усамы Бен Ладана. Взамен, многочисленная террористическая группировка, выдавленная после гражданской войны из Таджикистана, получила возможность обустроить свои базовые лагеря на территории в Северном Вазиристане, подконтрольной талибам.

Со своей стороны, старейшины пуштунских племен, предоставили боевикам ИДТ, возможность строить свое жилье и брать в жены местных девушек.

Теперь все клятвы в верности забыты, предательство оправдывается надуманными причинами, хотя истинная, совершенно ясна – ограничение в финансировании. Недоверие к ИДТ, началось примерно год назад, когда Усмон Гази впервые обратил свой взгляд на Ближний Восток. Тогда и появилась информация, что зажатый со своими муджахедами в горных массивах Северного Вазиристана пакистанской армией, лидер ИДТ обратился с заявлением к аль-Багдади, в котором выражал готовность присоединить свои отряды к боевым подразделениям ИГИЛ.

Напомним, что атака на ИДТ пакистанские вооруженные силы начали после того, как террористы Усмона Гази нарушали обещание не воевать на территории Пакистана и атаковали молодежный лагерь для детей местных военнослужащих.

Талибы восприняли обращение Усмона Гази к халифу, как недружественный акт и сократили расходы, которые передавали полевым командирам ИДТ. Но, главарь ИДТ уже закусил удила, почувствовал запах больших денег, которые попали в руки ИГИЛ. Традиционные разногласия между «ханафитами» и «салафитами» были забыты, хотя еще совсем недавно Усмон Гази каленым железом вытравлял «салафитский» дух в среде идеологов Движения.

При таком раскладе, единственным «правильным» шагом Усмон Гази посчитал отправку своего эмиссара Усмона Хакими, авторитетного полевого командира к самопровозглашенному халифу с заверениями в верности и готовности променять свои знамена на ИГИЛовские.

Аль-Багдади не сразу, но все же, принял посланника из Афганистана, с недоверием выслушал клятву преданности от имени всего ИДТ, денег не дал и потребовал доказать восточную лесть конкретными делами.

Усмон Хакими с некоторыми своими боевиками, оставшись в Сирии, доказывает преданность халифу, выполняя работу палача, казня шиитов, курдов и всех иных «неверных» на которых ему указывают новые хозяева.

В Афганистане департамент идеологии ИДТ распространил ролик, в котором Усмон Гази повторяют свою клятву верности аль-Багдади и восхищается успехами ИГИЛ в джихаде против неверных. Теперь, все заявления лидера ИДТ связаны с резкой критикой своих бывших хозяев – талибов, «продавшихся американцам и пакистанцам». Все это, так же должно служить доказательством преданности ИГИЛ, как впрочем, и более конкретная работа – вербовка молодых боевиков среди пуштун, часть из которых вместе с опытными боевиками ИДТ направляются на войну в Сирию в отряд к Усмону Хакими.

Справедливости ради необходимо констатировать, что не все полевые командиры ИДТ согласились, разорвать свои отношения с ДТ, по целому ряду причин.

Во-первых, сам Усмон Гази далеко не Джума Намангани и Тахир Юлдаш и большим авторитетом не пользуется среди боевиков ИДТ.

Во-вторых, больших денег финансовый департамент ИДТ с Ближнего Востока пока не получил и вопрос: когда еще получит?

В-третьих, многие полевые командиры ИДТ имеют свой постоянный доход от традиционного «бизнеса» - сопровождения караванов с наркотиками, торговли оружием, рэкета, они обзавелись семьями, имеют жилье и не хотят все это терять.

В-четвертых, некоторые командиры просто не хотят выглядеть предателями в глазах пуштун, с которым бок обок, живут уже много лет.

В общем, видные и авторитетные полевые командиры Акмалиддин, Мустафо и Хаким, базирующие свои отряды в провинциях Кундуз и Бадахшан, отказались подчиняться Усмону Гази, раскритиковали его разрыв с ДТ и желание присоединиться к ИГИЛ.

Судя по тому, какие процессы сегодня происходят внутри ИДТ можно констатировать раскол и дальнейшее ослабление группировки, казавшейся ещё недавно такой грозной и сильной.

Виктор Михайлов

17.08.2015