Избрание 7 ноября 2013 г. на Шуре (совет) в Северном Вазиристане муллы Фазлуллы новым лидером Движения Талибан Пакистана (ДТП) вносит значительные коррективы, как в деятельность самой организации, так и политическую ситуацию в Пакистане, в пакистано-афганском пограничье, и в целом в регионе.

Первоначально Шура фактически одобрила кандидатуру Хафиза Саид Хана лидером ДТП, но позднее события пошли по другому сценарию. Группировки повстанцев хотя и выразили готовность руководству мауланы Фазлулла, но они были не до конца довольны этим решением. Они с большей охотой отдали бы предпочтение кандидатуре из агентств Вазиристана. Но возможные разногласия в рядах ДТП заставили их согласиться с решением Шуры.

Среди тех, кто поддержал муллу Фазлулла были: Аль-Фатах, Саддик Акбар, Джайш араб, Лашкар-и Усама, Группа Ильяса Кашмири. В основном эти группировки возникли и действуют вне административных границ ТПФУ. Несмотря на то, что за кандидатуру Хафиза Саид Хана было отдано большее число голосов, официально он не получил признания. Следует пояснить, что в последние годы ввиду растущего влияния Движения Талибан Пакистана, его крепнущих связей с афганским Движением Талибан в регионе, пакистанские повстанцы все чаще вовлекаются в орбиту региональной активности боевиков, где ведущие позиции занимает мулла Омар (эмир Исламского эмирата Афганистан, 1996- 2001 гг., бежал на территорию Пакистана). Его голос стал решающим. Официальное извещение о назначении Фазлуллы новым лидером ДТП было сделано 8 ноября 2013 г. по телефону пресс-секретарем Движения Ш.Шахидом из Афганистана.

Таким образом, с избранием муллы Фазлуллы центр руководства ДТП в настоящее время перемещается в долину Сват провинции Хайбер-Пахтунхва Пакистана, следовательно, выходит за административные границы ТПФУ, движется вглубь территории страны. Передача руководства Движением лицу из другого племени и агентства уже привела к выходу из ДТП ряда группировок, открыто не согласных с решением Шуры. В перспективе это может привести к дальнейшему расколу и, следовательно, децентрализации и неконтролируемости самих группировок боевиков. И эксперты прогнозируют вариант развития событий, при котором маулана Фазлулла сдаст свои позиции, в случае если он будет не в состоянии контролировать внутренние разногласия в ДТП.

Впервые пакистанские СМИ громко заговорили о мулле Фазлулле в 2009 г. Под его началом был отряд местных боевиков Движение Талибан Пакистана (Сват) в административных районах Малаканда, долины Сват Северо-Западной пограничной провинции (с апреля 2010 г. – Хайбер-Пахтунхва). Группировка афиллированна с ДТП в 2007-2009 гг. Он также известен по прозвищу мулла-Радио за антиправительственные проповеди.

В СЗПП в 2008 – 2009 гг. вновь активизировалось Движение за установление шариата (ДУШ), возглавляемое мауланой Суфи Мухаммадом (тесть муллы Фазлулла). Требования ДУШ и ДТП (С) сводились к введению судов шариата в районах проживания мусульман-суннитов в южной части провинции. Они подкреплялись актами насилия по отношению к местному населению. Переговорами и заверениями об одностороннем прекращении огня они сумели добиться от федерального правительства и президента Асифа Али Зарлари подписания указа о частичном введении Шариатской системы законности и справедливости Nifaz-e-Nizam-e-Sharia («умеренной» версии шариата) 13 апреля 2009 г. в ряде районов СЗПП Пакистана. Предполагалось, что суды шариата будут функционировать параллельно с гражданским судопроизводством в Малаканде.

Федеральные власти рассматривали соглашение как часть сделки с исламистами, что давало надежду на прекращение воинственности и террора в районах Верхнего и Нижнего Дира долины Сват. Но уже в апреле 2009 г. Суфи Мухаммад заявил, что «демократия несовместима с законами шариата, и существующая политическая система Пакистана противоречит Корану». Отряды боевиков двинулись на Исламабад. Федеральная армия ввела войска в Малаканд. Фазлулла бежал в Афганистан, и уже оттуда руководил ДТП Сват. Тогдашний министр внутренних дел Пакистана Рехман Малик предупреждал о возможной операции на территории соседней страны против муллы Фазлуллы в случае, если он не прекратит террористическую деятельность в Пакистане.

Пакистанские СМИ в ноябре 2013 г. назвали причины избрания Фазлуллы: «…он имеет два преимущества: у него много денег и за ним стоят афганские талибы». В реальности это означает не только укрепление дальнейших связей с центром боевиков в Афганистане, но возможно и изменение стратегии ДТП в Пакистане. Первые признаки изменения их целей уже налицо – угрозы Фазлуллы силам безопасности, правительственным учреждениям, новым политическим лидерам, полиции, а также семье Шарифов, вотчиной которой является Панджаб. Это самая густонаселенная, экономически развитая провинция страны. В прежние годы группировки обходили стороной Панджаб, за исключением, пожалуй, Лахора. Этому способствовала проводимая Навазами политика в отношении талибов, в которой отсутствовала критика ДТП.

Движение Талибан Пакистана – организация, объединявшая по состоянию на 1 ноября 2013 г. 81 группировку боевиков. Пакистанский Талибан с самого начала был представлен свободными воинствующими отрядами, объединенные экстремистскими убеждениями. Острие своей борьбы они направляли против федеральной власти и армии, обвиняя последних в проамериканском курсе, направленном на поддержку оккупационных сил в Афганистане. В Пакистане они действовали относительно независимо от талибов в Афганистане, которые борются против коалиционных сил США и НАТО. Но последние кардинальные перестановки в руководящем составе ДТП, указания афганских талибов делает ДТП уже не столько внутрипакистанской организацией, сколько пакистанским отделением региональной организации Движения Талибан. В пакистанской прессе высказывается мнение, что для афганского Движения Талибан и Аль-Кайды представилась возможность географически расширить свою деятельность, дополнительно мобилизовать из Пакистана отряды боевиков для усилений своих позиций в регионе, что особенно актуально в период вывода коалиционных войск из Афганистана в 2014 г.

Несмотря на назначение, мулла Фазлулла по-прежнему остается в афганской провинции Нуристан. Руководить операциями Движения на территории Пакистана будет его заместитель эмир ДТП Шейх Халид Хаккани, который также родом из провинции Хайбер-Пахтунхва, дистрикта Сваби.

Оживление террористической активности, в частности в Панджабе, использование дополнительного боевого резерва в лице различных вооруженных группировок (Сипах-я-Сахаба, Лашкар-и-Джангви и Джайс-и-Мухаммад), нелегально базирующихся в провинции, приведет к новой волне террористической активности не только в стране, но, по заявлению указанных организаций, в соседней Индии. Тем более, что некоторые из них (по материалам пакистанской прессы) были сформированы для борьбы против индийских войск в Кашмире. В последние годы ввиду растущего влияния ДТП, его крепнущих связей с афганским Движением Талибан в регионе пакистанские повстанцы все чаще вовлекаются в орбиту региональной активности боевиков.

Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

02/11/2013

Источник: ru.journal-neo.org