Современная обстановка в Пакистане характеризуется значительной активизацией проталибских группировок боевиков. Это особо ощущается в приграничных с Афганистаном агентствах Территорий племен федерального административного управления/ТПФУ и районов провинции Хайбер-Пахтунхва. Одной из наиболее активных из группировок, все чаще заявляющей о себе как о силе, способной составить серьезную проблему для правительственных сил ИРП, является так называемое «Движение Талибан Пакистана»/ «Техрик-и-Талибан»/ ТТП.

Подтверждением этому может служить складывающаяся сложная современная обстановка в агентстве Куррам, характеризующаяся значительной активизацией вооруженных акций ТТП против правительственных войск, а также официальных представителей местной администрации ИРП.

Как сообщают региональные СМИ, полевые командиры ТТП Ахунзада Аслам Фаруки (зона действий - агентство Оракзай) и Моулави Факир Мухаммад (агентство Баджаур) направили в агентство Куррам группы боевиков для противостояния федеральным войскам, проводящим там войсковую операцию. 2 августа 2011 г. боевики группировки ТТП организовали засаду на колонну правительственных войск в районе г. Музазай (7 военнослужащих погибли, 4 получили ранения).

В районах Зишмат и Алишерзай Куррама боевиками ТТП осуществляются репрессии против лояльных Исламабаду старейшин племен, проводится принудительное рекрутирование местной молодежи в свои ряды, блокируется переселение мирного населения из подконтрольных им зон боевых действий.

Активизация проталибских группировок, оказывающих сопротивление правительственным войскам ИРП в агентстве Куррам, уже вызвала массовый поток вынужденных переселенцев. К 30 июля 2011 г. количество беженцев из районов боевых действий составило около 100 тысяч человек. Они размещаются в лагерях «Садда» и «Дуррани» (Куррам), а часть переселенцев перемещаются в соседние агентства и районы провинции Хайбер-Пахтунхва.

Столь активные действия боевиков, а также фактор начавшегося вывода подразделений Международных сил содействия безопасности (МССБ) из Афганистана, ставят весьма непраздный вопрос, касающийся безопасности и стабильности не только ИРП и ИРА, но и всего региона Западной Азии. Иными словами, способен ли официальный Исламабад, опираясь лишь на собственные силы и отвергая саму возможность привлечения иностранных войск к силовым акциям на своей территории, сдержать и эффективно противодействовать проталибским группировкам? Нельзя не отметить эффективность операций, осуществляемых пакистанской армией против боевиков, в результате которых уничтожены три лагеря подготовки боевиков и террористов-смертников, склады вооружения и боеприпасов (в том числе, мастерская по производству самодельных взрывных устройств).

Тем не менее, столь серьезный вызов со стороны боевиков, который приняло правительство ИРП, требует концентрации усилий не только армии, но и всего пакистанского общества. В этой связи в целях противодействия влиянию проталибских группировок, а также предотвращения вооруженных вторжений боевиков из Афганистана на территорию зоны племен ИРП, пакистанское руководство намеревается опираться не только на вооруженные силы, но и на отряды лашкаров (племенного ополчения).

В начале августа 2011 г. в г.Вана представитель военного командования ИРП генерал-майор Ризван Ахтар провел встречу с влиятельными старейшинами пуштунских племен вазир и мехсуд агентства Южный Вазиристан в целях выработки стратегии совместных действий по борьбе с боевиками. В результате переговоров со стороны старейшин племен была гарантирована поддержка правительственным войскам ИРП и сформированы отряды лашкаров из числа пуштунских племен в агентстве Южный Вазиристан.

По замыслу пакистанского военного руководства, вновь созданные отряды ополченцев (численностью до 3-4 тысяч человек) совместно с правительственными войсками ИРП будут осуществлять патрулирование пакистано-афганской границы, участвовать в операциях по зачистке от боевиков районов Ангорадда, Католай, Замчина, Канигурам и Макин.

Предполагается, что отряды ополченцев будут осуществлять контроль вдоль пакистано-афганской границы и в приграничных районах с агентствами Моманд и Баджаур с целью пресечения инфильтрации и вооруженных вторжений боевиков в пограничные агентства Пакистана.

    • Н.А. Замараева, Институт Ближнего Востока 31.09.2011