Сегодня внимание всей республики, а теперь уже и некоторых регионов России приковано к Кош-Агачскому району. В свете последних событий, когда кош-агачских мусульман во главе с имамом Сержаном Сватовым публично обвинили в экстремизме, Кош-Агач для многих сейчас как красная тряпка для быка.

Чтобы как-то прояснить ситуацию, опровергнуть или же наоборот подтвердить различные доводы относительно исламского движения «Таблиги Джамаат», признанного российскими спецслужбами экстремистским, мы встретились с муфтием Республики Алтай - Жанболатом Охтаубаевым. В прошлом году он приступил к обязанностям имама Горно-Алтайска и муфтия Республики Алтай. На собрании мусульман города его избрали имамом, а муфтием республики назначил муфтият Азиатской части России. Жанболат родом из Кош-Агача, является выпускником одного из старейших и крупнейшеих в истории исламской цивилизации университета Аль-Азхар в Египте.

- Салам алейкум, Жанболат Аятпекович. Что Вы думаете по поводу публичного обвинения кош-агачских мусульман в экстремизме?

- Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракутуху. Их незаконно обвиняют. Если человек молится и ходит в мечеть - это не значит, что он экстремист или ваххабит. Сначала это доказать надо через суд, хоть как, но доказать. Если бороду человек отпускает, то его тоже обвиняют в ваххабизме и экстремизме. Большое заблуждение, что у нас люди так понимают, что это ваххабит или экстремист. Но уже разобрались с этим, слава богу, ташантинских мусульман восстановили на работу. Я думаю, что это недоказанное обвинение.

- Причина только в бороде?

- Не то что бы в бороде. Просто, когда начались эти дела со Сватовым, тех ребят, которые ходили в мечеть, тоже заподозрили и допрашивали. И свидетели сказали, что они ходили в мечеть и присутствовали на собраниях. От этого и пошло. Мусульмане, которых отстраняли от работы, не знали, что это «Таблиг Джамаат», который считается по закону России экстремистским движением. Их привлекали в качестве свидетелей, и я обращался в прокуратуру Республики Алтай с письмом о незаконности отстранения от работы этих людей, и прокуратура признала, что это, действительно, было незаконно и они вернулись к своим обязанностям.

- А как Ислам смотрит на «Таблиг Джамаат»?

- Начнём с того, что основатель движения «Таблиги Джамаат» - это шейх Кандехлеви, один из исламских учёных, зародился «Таблиг» в Индии. Законам Шариата «Таблиг Джамаат» противоположен, потому что пророк не призывал к Исламу так, как призывают таблиги. Призывать – наша обязанность, но вопрос стоит – как призывать? Я, например, в своих проповедях основываюсь на основе из Корана и из хадиса (хадис – предания о пророке Мухаммаде. – авт.). В Коране говорится: «То, с чем пришёл пророк - берите, то, что запретил – то оставляйте». Пророк не пришёл с тем, чем сейчас занимаются последователи «Таблиги», которые выходят на путь Аллаха на три дня, сорок дней и четыре месяца. Ислам категорически против этого. Потому что в нашей религии нет ни трёх дней, ни сорока, как нет и четырёх месяцев на пути Аллаха. Главная их ошибка, это то, что в Саудовской Аравии – центре Ислама, откуда можно и нужно брать исламские знанию, нет этих трёх, сорока дней. Изречение пророка гласит, что «каждое нововведение – заблуждение, каждое заблуждение – в аду». То есть все эти символические цифры для Ислама являются нововведением. Вот так я могу обосновать свою позицию против таблигов. Пророк тоже сказал, что это нововведение, поэтому я против них. Любой человек, который хочет изучать религию Ислам, может прийти в мечеть не именно на три дня, может он на один день, может на час, может на семь дней, может на пять дней прийти, правильно? Но «Таблиги» обосновывают это тем, что Моисею через 40 дней было откровение и тем, что в Исламе до пророка Мухаммада были пророки – все их законы аннулированы. То, что не противоречит закону Ислама, то мы берём, то что противоречит, то мы должны оставить. Да, призывать мы должны, но на это есть аят в Коране, что призывать мы, мусульмане, должны мудро, учитывая менталитет местных жителей. И даже то, что в Кош-Агаче запретили женщинам ходить в мечеть - тоже неправильно. По этому поводу есть хадис: "Не запрещайте рабыням Аллаха ходит в дома Аллаха". Жёны Пророка ходили в мечеть и исподвижники  тоже. Я задавал этот вопрос, когда был в Монголии и мне сказали, что в Кош-Агаче - это ошибка имама Сайфуллы. В Кош-Агаче этот запрет обосновываеют тем, если женщина будет читать намаз дома, то это лучше для неё, как в Пакистане. Возьмём одежду таблигов – у них пакистанская одежда, и это многих сейчас пугает, потому что это не арабская одежда. У арабов мужская мусульманская одежда представляет из себя длинное платье до щиколотки – галабия, а у таблигов – до колен и с разрезом, если Вы заметили, у арабов разреза нет. Когда спрашивали учёных, считается ли это сунной, а сунна - это то, что пророк делал, шейхи ответили, что это арабская национальная одежда. Это не сунна. Кто одевается с намерением, что получи за это вознаграждение, то дай Аллах, чтобы было этому муслиму вознаграждение. Сержан Сватов мне всё время говорил, чтобы мы создали свой порядок, ведь у них в «Таблиги Джамаат» есть свои порядки. Я ему ответил, что «давай создадим, но в соответствии с менталитетом местного населения и с законами Российской Федерации». Когда пророк Мухаммад пришёл к арабам-многобожникам, он же не сказал: «Я - пророк и я отталкиваю все ваши знания, обычаи и традиции». Он с этого не начинал. Мухаммад учитывал мнения местных мусульман, ведь в то время арабы были новыми мусульманами в Исламе.

- Я не раз слышала мнение, что именно арабы считают себя так называемыми «первосортными» мусульманами, а казахов они вообще за мусульман не считают, потому что те пришли в Ислам позднее них. Как Ислам смотри на эту «первосортность»?

- Ни один араб не имеет превосходства над неарабом. Если мы посмотрим историю Ислама, то арабы - это первые люди, которые приняли Ислам. Я встречался со многими арабами и они нас - неарабов ставят выше себя, потому что мы изучаем Коран на их (арабском – авт.) языке изучаем мы, и они смотрят на нас и радуются. Они говорят: «Вот иностранный человек, другой нации, приезжает сюда, изучает арабский язык, пытается понять Коран» и тем самым выше себя нас ставят. Большинство, если они нормальные соблюдающие мусульмане, то они никогда не скажут, что кто-то первосортный, а кто-то нет. Это всё выдумки.

- Жанболат Аятпекович, хотелось бы знать Ваше мнение о громкости кош-агачского азана.

- У нас есть разные мазхабы (мусульманские правовые школы –авт.). По некоторым мазхабам - азан это обязательно, по некоторым - это сунна (деяния пророка – авт.), есть хадис. То, что в Кош-Агаче слишком громко включают микрофон – это неправильно, ведь мы живём в обществе. Если человек не хочет жить в этом обществе, пусть делает переселение, хоть в исламское государство. Когда мы делаем азан громким - настраиваем народ против нас же самих. Если бы они призывали к Исламу мудро – убавили бы звук. Не надо настраивать людей против себя. Сунна говорит, что азан надо вещать живым голосом. Если в России закон принимает Государственная Дума, то в Исламе – это Шариат. И там и общественная польза стоит на первом месте. А те, кто громко вещают – вероятно, извлекают из этого свою личную пользу, может, думают, что получат за это вознаграждение. Я сам был в таком же положении. Когда люди начинают соблюдать Ислам, то они проявляют усердие, но не знают, как проявить это правильно. Думают, если на полную мощность включить азан - это будет проявлением своей веры. В Теленгит-Сортогое та же проблема существует. Из-за того, что они начали громко кричать азан, им запретили строить мечеть.

- Почему в Акташе и Жана-Ауле сменили имамов?

- В Акташе имама сменили в мае, а в Жана-Ауле в июне этогог года. В Акташе люди были недовольны работой имама и в том, что его снялм, в этом нет моего участия. Я сам там работал три месяца в 1998 году и знаю, что это. В Акташе у людей сложный менталитет, там казахов живёт очень мало, в основном русские и алтайцы. А в Жана-Ауле имам начал слвмещать религию с политикой. Многие думают, если мой родной брат работает в ФСБ, значит я причастен ко всему, что сейчас происходит в Кош-Агшачском районе, но это не так. Я не имею к этому никакого отношения.

- Ни для кого не секрет, что Православие заметно проигрывает по сравнению с Исламом. Тем более в связи с историей девушек из Пусси Райт, которые осквернили московский храм Христа Спасителя. Многие люди задаются вопросом, а что, если бы девушки проделали то же самое в мечети?

- Слава богу, что они устроили это не в мечети. Да и мусульмане такого бы и не допустили. Я не могу понять, как работники РПЦ допустили то, что эти девушки притащили в церковь усилители и всю аппаратуру, начали там петь, никто на это сначала не обратил внимания. На случай осквернения мечети у нас есть специальный судья. Это не значит, что за это нужно отрубить руку или голову. Да, наказывают, но как – это решает исламский судья. Я тоже слышал по телевизору вопрос: «А что, если бы они мечеть осквернили?». Если бы в России, то их бы также наказали за это. Обычно это удары плетью и отправляют на два-три года куда-то. Это всё наказание. Руки отрубают за воровство, камнями закидывают за прелюбодеяние. А насчёт ударов плетью решает сам судья.

- Давайте вернёмся к теме о «Таблиг Джамаат». Откуда таблиги появились в Кош-Агачском районе? Ведь мусульмане в нашей республике живут не только там.

- В 2004 году «Таблиг Джамаат» ещё не бы запрещён и братья-мусульмане ходили призвали людей. Но в мае 2009 года это движение официально запретили. После этого наших имамов неоднократно предупреждали об этом, я лично читал им предостережение. Я говорил нашему верховному муфтию Аширову, но мне жалко тех братьев, которые приняли Ислам и думают, что «Таблиг Джамаат» - это и есть Ислам. Нет, они насчёт этого ошибаются. Здесь виноват имам, а не простой народ. Имамы должны всё это знать и контролировать. Они должны все ходы и выходы знать про это. Выпускник любого исламского ВУЗа должен знать, что соответствует сунне, а что нет. Выпускник должен быть образованным. До 2009 года можно было призывать в «Таблиг Джамаат», но после надо было сказать: «Братья, нам это запретили, всё». Когда я спрашивал у сотрудников ФСБ, почему они прицепились к нашим мусульманам, то они ответили: «Призывайте ради бога, кого хотите и сколько хотите. Но призыв кош-агачских прихожан соответствует «Таблиг Джамаат». Так что это ошибка имамов. Когда я приехал с Египта, то был против этого и сейчас тоже против. «Таблиг Джамаат» - не соответствует сунне Пророка и Корану. Но многие ребята не понимают этого. Я думаю, у Сержана Сватова не было плохих намерений и он хотел призывать к истинному Исламу, но ошибкой явился метод призыва.

- Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы нормализовать обстановку в Кош-Агачском районе?

- Раньше там даже межнационального вопроса не было. И мои друзья были алтайцами, но сейчас, действительно, обстановка там напряжённая, то ли время всё изменило, то ли в главе дело. Мне до сих пор очень обидно из-за того случая с алтайцами на машинах, которые приехали в Жана-Аул и там около мечети включали громкую музыку, играли в футбол. Конечно, это для нас считается оскорблением. Если бы они около Церкви это сделали, что бы было! Или у буддистов. Не надо было так делать. Те парни молодые, может быть, они не понимают всех тонкостей нашей религии. Само слово Ислам происходит от слова «салям» - мир. Когда мы говорим «ассаляму алейкум» - это означает «мир вам». Поэтому мусульмане призывают только к миру. Недавно в Кош-Агачском районе был алтайский курултай и, насколько мне известно, многие алтайцы недовольны, что среди них есть те, которые принимают Ислам. Они думают, что тем самым алтайцы предают своих предков и религию. У нас в Кош-Агаче, если кто-то принимает Ислам или Христианство, то для нас это дико. Но ведь у каждого есть свой выбор в этой жизни. Я призываю всех имамов республики собраться и прийти к общему мнению насчёт "Таблиги Джамаат" и всего остального, потому что многие братья-мусульмане думают, что я против такого Ислама, но они ошибаются, я всего лишь против такого призыва.

- Спасибо за беседу Жанболат Аятпекович. Салам алейкум.

- Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракутуху.

Вероятно, из-за этой ментальной дикости, о которой говорил Жанболат, и возникает то самое непонимание между жителями Кош-Агачского района.

Беседовала Наталья Попова

listok/25109