Джамаат Таблиг — (урду: تبلیغی جماعت, араб. جماعة التبليغ‎‎) 

Название международной религиозной организации "Таблиги джамаат" («Исламская миссия», «Пропаганда веры») происходит от двух слов: «таблиг» - по-арабски означает «вручить послание» и «джамаат» - что значит «группа», «структура». Джамаат в шариате – это сообщество мусульман для совместного изучения Ислама. Но в современном обществе закрепилось новое значение понятия «джамаат шарита» – террористическая группировка.

 

Лидеры движения

Мухаммад Ильяс Кондехлави (1885-1944). Многие улемы (исламские богословы) именно его считают муждаддидом XX столетия - реаниматором религии, которого в каждое столетие обещал посылать в народы Всевышний.

Мухаммад Юсуф (1917–1965), сын Ильяса

Инамул (Иштахмул) Хасан (1965–1995), свояк Ильяса.

Предпосылки создания «Таблиги джамаат»

«Таблиги джамаат» возникает и начинает свой исторический путь в Индии в 1927 году. Для мирового сообщества это время активизации этнического, политического и религиозного самосознания. Мусульмане – не исключение в этом процессе. В Индии с конца XIX в. возрождались традиционные основы жизни индуистов в противовес колонизаторам. Индийское общество стало все в большей степени осознавать стремление англичан трансформировать привычные структуры индийского общества. Пытаясь остановить процесс сопротивления трансформируемой индийской традиционной структуры, англичане пытались сыграть на индо-мусульманских противоречиях, посеять рознь между индуистами и мусульманами.

Мусульмане, как известно, длительное время (до англичан) управляли Индией – но в условиях господства Великобритании до конца XIX в. противоречия между индуистами и мусульманами в целом не ощущались. При англичанах после восстания сипаев мусульманская верхушка потеряла привилегии – и была этим недовольна. Тенденция к сплочению мусульман Индии стала проявляться с начала XX в. и явилась реакцией на усиление новаций со стороны англичан. Новациям сопротивлялось все индийское общество, им старались противостоять не только религиозные течения индуистов, но и мусульманские религиозные просветительские организации.

Уловив эти тенденции и пытаясь расколоть общество, британцы стали уделять подчеркнутое внимание интересам мусульман. В 1906 году при активном содействии властей была создана Мусульманская лига, призванная сплотить мусульман. Тем самым в противовес общему антианглийскому движению, англичане стремились найти противовес индуистам в лице мусульман. В свою очередь, и сами мусульмане оживили деятельность Мусульманской лиги. Но рядовым мусульманам этого объективно было недостаточно для сохранения самости.

Идея мусульманской солидарности укреплялась в то время в международных масштабах. В 1926 году была создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конгресс (Му Тамар ал-алам ал-ислами).

В Индии особенное религиозное противостояние стало ощущаться, когда в 1925 году индуисты Хинду махасабха на своем съезде предложили чуть ли не насильно обратить в индуизм всех индийских мусульман. Таким образом, побуждающим мотивом к формированию «Таблиги Джамаат» было стремление вернуть под сень ислама тех мусульман Мевата, которых в начале XX века активно обращали в свою веру активисты индуизма.

Время и место основания «Таблиги джамаат»

Движение «Таблиги Джамаат» было основано в 1927 году (в 1344 году по мусульманскому календарю) в провинции Меват Британской Индии неподалеку от Дели выдающимся богословом шейхом Моуланой Мухаммадом Ильясом Кондехлави (1885–1944). Полное его имя - Мухаммад Рияз Мухаммад Исмаил Ал-Ханафи Ад-Дайлубанди Ал-Джашти Ал-Кондехлави.

Слово «моулана» означает «наш господин», «учитель». Формулой отца-основателя «Таблиги» являлось приведение к настоящему исламу "номинальных мусульман". Это те, кто признает себя мусульманами, но не исполняет полностью религиозных обрядов.

Распространение за пределами Индии. Центры движения

Правильно выбранная тактика и постепенный рост авторитета движения привели к увеличению пространства, в котором действовали таблиги. К моменту смерти Ильяса - в 1944 году - «Таблиги джамаат» распространилось по всей Индии. Сыну Ильяса, Мухаммаду Юсуфу, в роли лидера движения удалось существенно расширить деятельность и повысить влияние «Таблиги».

В 1947 году на смену Британской Индии пришли независимые Индия и Пакистан. Движение таблигов теперь стало характерным и на территории вне индийских границ, на почти полностью исламизированной части Индостана. После раздела Индии общество быстро укрепило свои позиции в новообразованной мусульманской стране Пакистан, и ее штаб-квартира постепенно переехала из Низамуддина в окрестностях Дели в Райвинд.

На территории Пакистана было основано одним из главных улемов (богословов) Деобанда (северная Индия) медресе Хаккания.

С 1971 года, времени отделения Бангладеш от Пакистана в качестве самостоятельного государства, таблиги оказались еще на одной государственной территории. Руководство Пакистана и Бангладеш в своей официальной политике усиливало и усиливает роль ислама и его институтов и допускает представителей таблигов в государственные структуры.

На территорию Пакистана в 1980-х гг. мигрировали миллионы беженцев из Афганистана, которые стали объектом внимания таблигов.

Распространение таблигов по иным территориям связано в дальнейшем не с изменением государственных границ, как в случае с Пакистаном и Бангладеш, а с особенностями деятельности организации. Активно движение стало распространяться в Малайзии, Индонезии, на Филиппинах, в некоторых арабских и североафриканских странах, Европе и др.

Движения через океан также имели место в истории таблигов. Миссионерская деятельность в Соединенных Штатах Америки — сравнительно новое явление, а «Таблиги Джамаат» стала развивать ее с первой большой волной мусульманской эмиграции в конце 1960-х, последовавшей за реформой иммиграционной системы 1965 года. В отсутствие укоренившегося, традиционного мусульманского сообщества, а также в связи с тем, что практически все американские мусульмане в то время были иммигрантами, ислам в Соединенных Штатах распространялся под сильным иностранным влиянием.

При этом обращение афроамериканцев рассматривалось не только как долгосрочная основа распространения ислама в Америке, но и как существенная политическая цель. Об этом свидетельствует следующее высказывание одного из симпатизирующих «Таблиги Джамаат»: «Исламское сообщество должно помнить, что завоевание умов темнокожих мусульман является не только религиозным долгом, но и соответствует нашим практическим интересам. Их голоса могут придать мусульманским иммигрантам политический вес, необходимый им на каждом шагу проведения в жизнь своих целей».

В результате деятельности таблигов движение обрело международный характер. К концу 1960-х годов «Таблиги» действовало в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки, во всей Азии и даже в странах, где почти не было мусульман — например, в Японии.

В Советский Союз представители джамаата "Таблиги" начали проникать в конце 1980-х, первоначально это были пакистанские миссионеры, турки и таджики из афганской части Горного Бадахшана. Зонами их проповеднической деятельности становились те районы, в которых традиционно Ислам был сильнее пропечатан в коллективной памяти местных народностей: в Киргизии это Ошская область, в Таджикистане - Бадахшан и Куляб, в Узбекистане - Фергана, в Туркменистане - Мерв и т.д. Укрепив позиции здесь, заручившись поддержкой новых адептов из числа местных автохтонов, многие из которых доселе Корана даже не видели, "Таблиг" продвигался дальше. В начале 1990-х годов "Таблиги" имели группы в странах СНГ (отделения в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и России).

Сегодня это уже не только индийская или пакистанская, а, можно сказать, международная организация, которая располагает отделениями в нескольких десятках стран, в том числе в Великобритании, в столице которой «Таблиги» намерено возвести самую большую мечеть в Европе.

Идейные истоки движения таблигов

Деобандийское направление в исламе считается идейным истоком «Таблиги джамаат». Но и самому этому направлению даются прямо противоположные оценки.

Первая точка зрения. С самого начала философия таблигов отличалась свойственным деобанди радикализмом, а именно нетерпимостью к любым другим формам вероисповедания, включая шиитскую ветвь ислама и его синкретические толкования, толкованием любых форм прогресса как несовместимых с исламом, исключением женщин из общественной жизни, а также фанатичным прозелитизмом.

Вторая точка зрения. Старцы деобандийского университета говорят, что они не признают воинственный ислам, что ислам – религия мира и любви. Просвещение является опорой этой системы, поэтому под контролем Деобанда так много школ, медресе и исламских университетов по всему миру.

История деобандской традиционалистской школы – Дарул-Улум – началась с небольшого медресе, основанного 30 мая 1866 года в деревне Деобанд в северной части Индии, которая в те времена все еще являлась британской колонией. Медресе, существовавшие в доколониальный период, никогда не пользовались особой популярностью среди студентов, предпочитавшими странствовать вместе со своими учителями.

Основными предметами изучения были (и являются) Коран, хадисы и шариат, которые преподавались улемами – духовными наставниками, сочетающими специализацию и в богословии, и в юриспруденции. Улемы также выпускали фетвы – письменные указания по тем или иным общественным и религиозным вопросам, – которые затем распространялись среди учеников в печатном виде. Руководствуясь законами шариата, улемы старались представить в своих фетвах правильный исламский взгляд на такие явления и предметы, как европейский стиль одежды, банкноты, граммофон и т.д. Кроме того, допускалось, что по своим заключениям фетвы могут отличаться друг от друга, потому что законы ислама являются в первую очередь контекстными, т.е. судебные решения принимаются в зависимости от конкретной ситуации. Будучи суннитами, улемы Дарул-Улума в своих фетвах часто обрушивались на шиитов с жесткой критикой.

Основатели Дарул-Улума и его учителя ставили перед собой задачу объединить и реформировать мусульманское общество, укрепить в нем патриархальные этические нормы в соответствии с традиционными исламскими принципами.

Деобандисты с уважением относились к культу "святых", в то время как ваххабиты считали этот культ проявлением многобожия и доходили до того, что разрушали могилы "святых", которые для простых мусульман являлись местами паломничества. Различным был и подход к джихаду: деобандисты рассматривали священную войну как возможную, но все же крайнюю форму борьбы с неверными. Кроме того, большинство преподавателей Деобанда были последователями суфизма, и подобная направленность оказывала прямое влияние на студентов, которые практиковали аскезу и медитации, стремясь к познанию Бога через любовь к своим преподавателям-улемам.

Что касается политических позиций Деобанда, то не существует определенного мнения касательно того, насколько политизированным было медресе. В данном вопросе уместным было бы провести параллели с уже упомянутым "плюрализмом" фетв – позиции Деобанда всегда были контекстными: в колониальный период Дарул-Улум поддерживал борьбу за независимость от английского правительства, а после создания государства Пакистан улемы критиковали светский характер его властей, отстаивая права традиционно мусульманского большинства.

Первым наиболее влиятельным общественным движением, на идеологию которого, как считается, Деобанд оказал сильное влияние, было движение "Таблиги Джамаат".

«Таблиги» и мазхабы

Основатель движения «Таблиги джамаат» шейх Кандехлеви являлся выдающимся законоучителем ханафитского мазхаба и блестящим знатоком маликитского (его перу принадлежит среди прочих сочинений двадцатитомный комментарий на "Аль-Муватту" Имама Малика), видный суфий-ортодокс, поборник истин суфизма и мазхаба.

«Таблиги» и суфизм

Принадлежность основателя "Таблиги" Ильяса к суфийской ветви "Мудажддидийа" (ответвление Накшбандийа) наложило отпечаток на его произведения с компилятивными "мистико-философскими" рассуждениями, сходными с идеологией "очищения ислама", "восстановления шариата".

Вдохновитель «Таблиги Джамаат» Моулана Ильяс в соответствии с мистической традицией суфизма считался носителем некоего божественного откровения — инкишаф — понятия, активно культивируемого в движении с момента его основания.

От суфийской традиции в движении «Таблиги» - отказ от сотрудничества с властями, принцип невмешательства в мирские дела, боязнь преследований со стороны государств.

Принципы

В основу движения "Таблиги Джамаат", которое является суннитским, было положено шесть основных принципов:

1. "Приглашение" ("таблиг" – это и приглашение, и проповедь) в ислам – не задача богословов, но обязанность каждого мусульманина.

2. Не должно ждать, когда люди придут на проповедь, но сам проповедник должен идти к людям.

3. Проповедники должны заниматься своим финансовым обеспечением самостоятельно.

4. В движении должны быть представители всех социальных слоев населения.

5. Должно укреплять веру тех, кто уже является мусульманином; обращение в ислам не-мусульман не так важно.

6. Главная цель – объединение всех мусульман; теологические и политические разногласия в движении запрещены.

(См.: Marc Gaborieau. Transnational Islamic Movements: Tablighi Jama’at in Politics? // ISIM Newsletter 3, July, 1999. – Leiden, ISIM, 1999. – Р. 21).

Религиозная литература

Из всей религиозной литературы для последователей «Таблиги Джамаат» в обязательном порядке предписывается чтение только Корана (допускается чтение переводов, легитимированных в организации) и семи текстов ("Семь заповедей"), написанных Моуланой Ильясом в 1920-х годах. Все вместе это именуется «Таблиги низаб» («Учебный сборник Таблиги»). Есть и другие варианты названия этого произведения - "Таблиги низам" ("Учебный устав Таблиг"), "Тартиби Таблиг" и др.)

Толкованием Корана подавляющее большинство таблигов не занимаются. Перу основателя движения принадлежат книги: "Ценности Таблига", "Ценности Корана", "Ценности Намаза", "Ценности Рамадана", "Ценности Зикра". (Намаз – каноническая молитва, одно из пяти обязательных предписаний ислама. Зикр – поминание как прославление имени Бога). Иногда таблигов называют "Ахл-и Кур'ан" - "Община, следующая Корану".

Стратегия «Таблиги джамаат»

Цель

Таблиги считают, что их главная цель — духовное возрождение Исламского мира. Глобальная задача "Таблиг", как они это сами обозначают - "донести свет ислама". Их активность для достижения цели ограничивается участием в процессе исламизации, точнее, в его стимулировании.

Союзники Таблиги Джамаат – все, кто присоединяется к движению.

Противники

Салафиты Саудовской Аравии, то есть те, кто ориентируется на образ жизни и веру ранней мусульманской общины и выступают против любых нововведений (бида) в жизни мусульман. Они критикуют  таблигов за то, что они не предупреждают своих сторонников о деятельности, которую можно охарактеризовать, как различные формы ширка (многобожия).

США обвиняют Джамаат-аль-Таблиги в том, что эта исламская организация служит для прикрытия поездок и деятельности «террористов», включая Аль-Кайду.

Тактика

Таблиги – сторонник даавата. Само слово "даават" (призыв) - одно из фундаментальных понятий ислама. Тактика таблигов - проповедь в пути (харудж).

«Таблиги Джамаат» – организация проповедников ислама. Собираясь в группы человек по десять-двенадцать в азиатских странах, по три-пять – в других частях света, «таблиги» направляются в разные части мира, останавливаются в мечетях, проповедуя «от двери к двери». Члены «Таблиги Джамаат» подчиняют свою жизнь движению и становятся профессиональными миссионерами. От активистов «Таблиги Джамаат» требуется посвятить сорок дней в году, три дня в месяц, две вторые половины дня в неделю и два часа каждый день работе на организацию; кроме того, они обязаны жестко соблюдать правила ежедневных молитв. Они ведут проповедническую деятельность в мусульманских районах «от двери к двери», эту практику и называют «харудж» («в пути»).

Изначально миссионеры направлялись из Южной Азии и находились в странствии по четыре-пять месяцев, пользуясь приютом в мечетях, основываясь на традиции оказания гостеприимства находящимся в пути мусульманам. В Западной Европе и США таблиги действуют, базируясь практически исключительно в спонсируемых саудовскими ваххабитами мечетях и исламских центрах, существующих на сегодняшний день почти во всех крупных западных городах.

Группы миссионеров определяют пункт своего назначения (при том не имеет значения - соседний ли это город или другой край Земли), куда выдвигаются с задачей неотлучного пребывания в тамошних мечетях или обрядовых домах. Разумеется, для избежания казусов миссионеры предварительно улаживают все организационные вопросы с руководством, а порой и с властями зоны прибытия. Далее в течение 3, 7, 25, 40 дней (критерий - опыт членов группы и их готовность к длительным срокам такого рода служения) таблиги ведут проповеди на простейшие темы, касающиеся Ислама: важности ритуальной молитвы, величия Аллаха, необходимости соблюдения традиций Пророка Мухаммада и др.

Образование

Основатель движения Ильяс давал отправляющимся в путь участникам движения выдержки из Корана, подчеркивавшие приоритет практики (амал) и добродетели (фадаил) над глубоким пониманием основ веры (илм) и нюансов исламских законов (масаил). Все проповеди базировались на этом материале.

Сегодня проповедническая деятельность добавляется тем, что заинтересованных местных мусульман приглашают на еженедельные семинары, обычно проводимые старшими проповедниками, а после прохождения необходимой подготовки отправляют для осуществления «харуджа». Без денежных посулов или угроз происходит набор новых миссионеров. Дальнейший процесс состоит в наработке их практики под руководством амира, приобретении знаний и мероприятиях, направленных на качественное укрепление веры.

Духовное окормление у авторитетных шейхов, совершенствование методов и навыков работы может произойти во время четырёхмесячное турне по золотому полумесяцу - по сорок дней в Бангладеш, Индии и Пакистане, где под Дели, в Лахоре, Райвалпинди, Дакке, Низамуддине проводятся многомиллионные встречи таблигов со всего мира. Потом желающие могут выбрать понравившийся им духовный университет и поступить туда для получения основательной подготовки. Сегодня "Таблиги" располагает разветвленной сетью образовательных учреждений, в том числе на Западе.

Объект воздействия таблигов

Прежде всего, объектом воздействия таблигов является молодежь. Причина в том, что члены движения обязаны участвовать в проповеднической деятельности. Во время поездки человек полностью принадлежит организации, оставляет дома семью, если она есть... Поэтому предпочтительнее бессемейные. В Индии и Пакистане, например, мусульмане очень бедны, и у молодежи – ограниченные возможности получить образование или тем более работу: там часто, чтобы получить среднеоплачиваемую работу, нужно пройти конкурс в 600 человек на место. И для очень многих молодых людей участие в подобных проектах, миссиях, оказывается чуть ли не единственным способом проявить себя и обрести смысл жизни. И они самоотверженно занимаются этим, потому что участие в миссии дает возможность самореализации.

Кроме того, наблюдатели считают, что особенностью движения являются сильные позиции среди молодежи в тюрьмах.

Организация

"Таблиги" не имеет ни чёткой внутренней организации, ни формализованного членства, что третирует спецслужбы мира, которые слабо верят в сквозную прозрачность этого джамаата.

По сути, причастность к движению у таблигов ощущается, прежде всего, через общее дело – утверждение ислама в сознании мусульман. Однако для движения характерно проведение ежегодных собраний - иджтима (октябрь) в таких центрах как: Райвинд в провинции Пенджаб (Пакистан), окрестности Дакки (столица Бангладеш), окрестности Бхопала (город в Индии). Собрания насчитывают миллионы человек. Это встречи (как их называют еще конгрессы), на которых участники движения также ощущают свое единство.

На вершине организации находится верховный лидер — эмир, чьи указания выполняются беспрекословно. Штаб-квартира таблигов находится в Райвинде (Пакистан), хотя и прежний центр в Низамуддине (Индия) продолжает играть важную роль. Второе место в иерархии, по некоторым свидетельствам, занимает шура (совет), имеющий важное консультативное значение. Далее следуют местные подразделения в отдельных странах, соответственно возглавляемые эмирами, обычно являющимися опытными функционерами движения на местах из принадлежащих таблигам мечетей.

Стиль жизни

Аскетизм, нетерпимость к алкоголизму и наркомании

Язык проповеди

У таблигов существует правило общаться на одном со слушателями языке (есть группы глухих таблигов, общающихся языком жестов, а также действующая в Японии группа, ведущая призыв слепо-глухо-немым японцам посредством тактильной передачи информации). Таблиги не усложняют проповедь, а, напротив, стараются сделать ее более доступной слушателю.

Например, в США фактор, способствовавший быстрому формированию аудитории «Таблиги Джамаат», заключался в том, что большинство мусульманских иммигрантов того времени прибыли в страну из Пакистана или из Южной Азии и говорили на урду — общепринятом языке движения. (Язык урду является разновидностью хинди и включает в себя множество заимствований из арабской и персидской лексики).

Внешний облик таблигов

Как правило, таблиги облачены в традиционную для Ближнего Востока одежду, носят длинные бороды.

Численность движения

Неизвестно, сколько человек причисляет себя к «Таблиги Джамаат». «Это довольно размытая организация, - говорит историк Петр Топычканов. – Группы, которые ездят и активно проповедуют, постоянно расширяются, появляются новые люди, которые начинают ассоциировать себя с «Таблиги Джамаат», и сказать, сколько человек поддерживает это движение, довольно сложно». Есть данные о численности в размере до 2 млн. человек, некоторые упоминания о большем количестве.

Примерно в том же ключе рассуждает о численности «Таблиги» в Кыргызстане религиовед Б.М.Бабаджанов: «Что касается численности, то и сами таблиговцы едва ли назовут вам сейчас точную цифру. Самим представителям организации верить трудно, так как они, естественно, стараются завысить декларируемую численность своей "партии". Называют разные цифры - от десяти до двадцати пяти тысяч человек. Мне представляется, что первая цифра более реальна».

Финансы

Движение принципиально сторонится любой спонсорской подпитки извне, что связано с принципом выхода на проповедь за свой счет

Однако западные СМИ постоянно указывают на широкую финансовую поддержку деятельности «Таблиги Джамаат» за счет саудовских средств. Начало этому, как они утверждают было положено в 1962 году после учреждения Всемирной мусульманской лиги; процесс получил дополнительное развитие после решения саудовских ваххабитов активизировать свою экспансию за рубежом в 1970-х. Несмотря на то, что обычный образ действий «Таблиги Джамаат» требует, чтобы его миссионеры самостоятельно покрывали свои расходы во время проповеднических миссий, очевидно, что покрытие огромных транспортных расходов на обеспечение тысяч зарубежных поездок были не по карману рядовым членам движения, в большинстве своем бедным.

Таким образом, ни точная численность организации, ни размеры финансирования неизвестны, хотя ясно, что они должны быть весьма значительны, учитывая, что в движении участвуют миллионы людей.

«Таблиги» и политика

По решению Верховного Суда РФ движение таблигов рассматривается как экстремистское.

Такая же точка зрения обосновывается в статье А.Алексиева. По его утверждению, таблиги являются «движущей силой исламского радикализма и основным вербовщиком исполнителей экстремистских акций и террористических актов по всему миру. Повсеместно они проповедуют версию ислама, почти неотличимую от идеологии джихадистов ваххабитского/салафистского толка, исповедуемой всеми террористами. Действительно, для большинства молодых мусульман первым шагом на пути к радикализации их религиозного сознания становится присоединение к «Таблиги Джамаат». Так, по оценкам французских изданий, до 80 процентов исламских экстремистов вышли из рядов их организации, что, в свою очередь, дало французским спецслужбам основание именовать «Таблиги Джамаат» не иначе как «прихожей фундаментализма». Еще большее беспокойство на сегодняшний день вызывают многочисленные свидетельства того, что «Таблиги Джамаат» действует, прямо или косвенно, как вербовщик для террористических организаций».

Обратим внимание на то, что «Таблиги джамаат» именуется французскими спецслужбами «прихожей» терроризма, а не террористической организацией, поскольку она не является ею (не известно, чтобы организация брала на себя ответственность за проведение терактов).

Общественность воспринимает организацию таблигов как вполне мирную. Но вместе с тем, есть свидетельства западных СМИ, что часть участников движения встает на путь террора. Как выйти из этого противоречия? Есть или нет основания, чтобы говорить о том, что движение имеет террористический характер?

Объяснение этого, на первый взгляд, противоречия, дал в интервью корреспонденту «Ферганы.Ру» научный сотрудник Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. Ломоносова Петр Топычканов.

«… в идеологии «Таблиги Джамаат» есть то, что допускает уход в террористические организации, - это Джихад. Джихад является одной из основ этого движения. Но в классической идеологии говорится о внутреннем Большом джихаде, который не подразумевает насилия. Однако есть еще и Малый джихад, который уже это насилие может подразумевать. Нужно понимать, что многие, испытавшие влияние «Таблиги Джамаат», уходят потом «в свободное плавание» и вполне могут перейти от Большого джихада к Малому, понимая его и как террористическую деятельность, и как борьбу с европейскими ценностями, и так далее. Большой джихад, который проповедуют «Таблиги Джамаат», предполагает исправление, улучшение человека. Так, мусульманин должен знать Коран, традиции, должен правильно вести себя: любить юных, уважать старых… И обыватели - не ортодоксы, не члены международных религиозных организаций - во время дружеских бесед с проповедниками «Таблиги Джамаат» постепенно вовлекаются в движение, становясь его активными членами. Человек начинает осознавать, что у него есть религиозный долг, обязательства перед мусульманской общиной. И такого человека уже могут использовать террористические организации. В «джамаате» может оказаться один, имеющий связи с террористами. Но другие члены группы могут и не знать о его «ориентации».

У таблиговцев есть предписание не участвовать в выборах в светскую власть ("власть, которая не от Аллаха"). Возможно, этим и можно объяснить аполитичность "Таблиг".

«Таблиги Джамаат» не признает государства в качестве легитимного образования, с исламской точки зрения. Вместо этого оно имеет дело со всем сообществом мусульман — уммой.

По мнению Б.М.Бабаджанова, у "Таблиг" и "Хизб ут-тахрир" (ХТ) есть и сходства, и различия. Много сходного в структуре (разделение на группы, периодичность "служения" делу организации, сборы пожертвований и прочее). Обе организации заявляют о своей приверженности к суннизму. Однако "Таблиг", в отличие от ХТ, объединение мусульман рассматривает не как ближайшую задачу, а как "естественный результат" исламизации мира. Иными словами, "Таблиг" не ставит в ближайшей перспективе более определенных задач по созданию "единой" политической структуры мусульман, вроде "Халифата". К тому же стратегия распространения и внедрения "Таблиг" в другие страны - не конфликтовать напрямую "на новом месте" с политическими структурами, правоохранительными органами или "иноверцами". Или, как выразился один из представителей "Таблиг" в Бишкеке - "Вместо конфликтов - "да'ва"... Говорить о религиозном экстремизме "Таблиг" я бы тоже не стал, хотя бы потому, что они пока не проявляют такового, охотно пользуясь в своей пропаганде как официальной религиозной продукцией (печатной, электронной и пр.), так и неофициальной.

Таблиги и джихад

Основной девиз изучения Корана у "Таблиг" - "Коран во всем прав" и "Коран отвечает на все вопросы мусульманина". Другая особенность - поэтапное воплощение предписаний Корана. То есть, "в нужное время - призыв" (да'ва - мирное вовлечение в ислам) и "в нужное время - джихад". Форма джихада не определена, как утверждается, она будет ясна "в свое время", или провозглашается, что, скорее всего, джихад не понадобится. Хотя, собственно, сам процесс пропаганды тоже рассматривается как форма "джихада языком".

По мнению доктора религиоведения Бахтияра Мираимовича Бабаджанова, «внутри самой материнской "Таблиг" спор о форме джихада и его "времени" дискутируется обширно и бурно, что даже приводит к расколам внутри организации. А отнюдь не доминирующее положение мусульман в мире приводит к усилению агрессивной идеологии внутри даже умеренного крыла "Таблиг". Однако в среде рядовых пропагандистов "Таблиг" такие споры и дискуссии не распространяются с целью предотвращения "смуты" (фитна) и дальнейших расколов. Иногда создается впечатление, что своих рядовых пропагандистов "Таблиг" использует вслепую, инструктируя их не выходить за рамки "мирной пропаганды" (вовлечения)».

Большинство дающих оценки таблигам, сходятся во мнении, что в движении не признается идея джихада как священной войны против неверных. Джихадом для "Таблиги Джамаат" являются усилия, направленные на упрочение веры в сердцах мусульман, а участник движения, который погибает во время выполнения миссии, считается шахидом. Изучая и проповедуя исламские традиции, движение стремится к осознанию и реализации преемственности между своей деятельностью и жизнью пророка Магомета, который учил людей в невежественной и часто откровенно враждебной среде.

Сегодня штаб-квартира «Таблиги» находится в городе Райвинде (Пакистан), хотя и прежний центр в Низамуддине (Индия) продолжает играть важную роль. Центры в Райвинде и Низамуддине выполняют разные задачи. В Райвинде миссионеров в первую очередь учат преодолевать трудности, вести аскетический образ жизни. В Низамуддине их обучают тонкостям ислама и психологии.