В "черном" списке американского государственного департамента, в который включаются организации, причастные к международному терроризму, 20 октября произошло пополнение. Американские специалисты по борьбе с терроризмом включили в него одну из самых таинственных из числа действующих в Алжире группировок религиозных экстремистов - организацию "Хумат ад-даава ас-салафия" /ХДС - "Защитники салафистский проповеди"/. Ранее в список госдепа попали две более известных алжирских террористических организации - Вооруженная исламская группа /ВИГ/ и Салафисткая группа проповеди и джихада /СГПД/.

Одновременно с публикацией в "Федеральном регистре" - официальной американской газете - было объявлено, что основная причина такого решения - связь ХДС с "Аль-Каидой" /последняя организация уже давно не нуждается в представлении - прим.авт./. Одновременно блокировались авуары ХДС в США, а также возможные финансовые сделки. Как объявил заместитель официального представителя госдепа США Адам Эрели, со стороны ХДС существует "значительный риск совершения терактов против безопасности США и их граждан". Как подчеркивал "Федеральный регистр", ХДС имеет до 20 "параллельных названий", в том числе "Аль-Ахваль" /"Ужас"/. По американским данным, ХДС "хорошо организована и оснащена военным снаряжением, ее террористическая активность распространяется как на территорию Алжира, так и на другие страны".

Почему США были вынуждены пополнить свой "черный" список? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассказать про историю возникновения ХДС, а значит, вернуться в середину 90-х годов прошлого столетия.

Но прежде всего - о названиях. Определенная неразбериха с реальным названием ХДС во многом обязана журналистам. В своей "внутренней" литературе ХДС использует только одно название - фаланга "Аль-Ахваль ас-салафийят". Для краткости журналисты стали ее называть фаланга "Аль-Ахваль". "Ахваль" изначально было переведено как "Ужас". Однако у этого слова есть другое значение - "глубокое убеждение", что в дополнение со словом "салафитское" представляется более правильным названием. Однако кровавые деяния группы - о них будет рассказано ниже - сделали так, что второе /более правильное/ значение было просто забыто.

Фаланга "Аль-Ахваль" впервые дала о себе знать на крайнем западе Алжира в 1993г.как составная часть ВИГ.

Большинство формирований Исламской армии спасения /ИАС - боевое крыло Исламского фронта спасения/, действовавших в регионе, постепенно перешло под командование Кадда Беншишы, у которого было все меньше и меньше конкурентов.

Отряд Беншишы начал с того, что напал на пограничный пост в районе Себду. Использовав элемент внезапности, ему удалось уничтожить почти 20 солдат, захватить большое количество оружия. Затем последовало нападение на армейскую казарму в одном из пригородов Тлемсена. В результате теракта погибли до 100 солдат и полицейских. Далее последовали другие нападения на армейские объекты.

Одним из своих главных противников "Аль-Ахваль" считала объявившую перемирие ИАС. Поэтому первоначально объектами атак боевиков стали именно те деревни на алжирском Западе, которые традиционно находились под покровительством ИАС.

Параллельно с нападениями на военные объекты группировка Беншишы совершала многочисленные атаки на гражданское население, объекты экономики, административные и учебные заведения, госчиновников и иностранцев. Беншиша не испытывал недостатка в оружии, поскольку, как писала алжирская газета "Матэн", созданные им "окна" в алжиро-марокканской границе работали исправно.

Чрезвычайная жестокость Беншишы, а также его приверженность салафизму в его наиболее радикальной форме привели к тому, что вокруг него сплотились практически все "афганцы" алжирского Запада. Сам Беншиша также никогда не снимал одежду "афганца". Своих подручных он учил, даже привязывая боевиков к деревьям, что нельзя никогда отступать в бою без команды "эмира", так как "умереть в неповиновении - значит участвовать в акте, ведущем напрямую в ад".

Фаланга "Аль-Ахваль" стала пополняться не только "афганцами" из других регионов страны, но и теми, кто разделял взгляды Беншишы и принимал его методы. Очень скоро влияние фаланги вышло за рамки 1У-й зоны ВИГ и катибат обрел облик тайной организации национального масштаба, своего рода ВИГ в рамках ВИГ, поскольку многие "афганцы", числившиеся в других фалангах, на самом деле тайно состояли в "Аль-Ахваль". Едва ли когда-нибудь станет известно точное число "афганцев", тайно состоявших в группировке при одновременном нахождении в других фалангах. Скорее всего, это произошло потому, что во всех фалангах ВИГ "афганцы" очень часто, если не повсеместно, отличались особой корпоративностью. Они считали себя выше остальных боевиков, общались главным образом между собой, используя для этого усвоенный ими в той или иной степени пуштунский язык. В боевых условиях они также предпочитали действовать своими небольшими группами. Как правило, они сами выходили на контакты с "Аль-Ахваль" и ее вербовщиками. "Афганцы" открыто становились в строй боевиков "Аль-Ахваль" только в случаях, если им грозила опасность со стороны спецслужб /для террористов из городских фаланг/, или их начинали подозревать в двуличии прямые командиры. Подобная форма рекрутирования "избранных" бойцов была известна и даже поощрялась национальным "эмиром" ВИГ Сидом Ахмедом Мурадом /возглавлял ВИГ с июня 1993 по февраль 1994г./,который также был "афганцем". Не исключено, что он сам негласно состоял в "Аль-Ахваль". Считается, что одно время существовал тайный заговор "афганцев", захотевших взять ВИГ под свой полный контроль. В этот период ВИГ выпустила массу фетв, оправдывавших убийства иностранцев и призывной молодежи. Беншиша был одним из главных их исполнителей.

Беншиша быстро заработал репутацию зверя в человеческом обличье. Девизом его организации стало "Убивать, бороться и не отступать вплоть до построения исламского государства". Его жестокость не имела предела. При нем боевики "Аль-Ахваль" систематически прибегали к практике публичного отсечения голов у своих жертв. Утверждают, что Беншиша лично любил выступать в роли палача, используя для отсечения голов своих жертв кавалерийскую саблю. Один из казненных собственной рукой Беншишы был его двоюродным братом. Он первым на национальном уровне начал приводить в исполнение фетву, приговорившую к смерти всех иностранцев.

Примерно с 1994г.Беншиша начал подумывать об отделении от ВИГ. Идея отделения возникла в связи с тем, что он не хотел делиться поступавшим ему через марокканскую границу оружием с другими фалангами, как того требовали национальные "эмиры" ВИГ. Беншиша обвинял Шерифа Гусми в том, что находившиеся под его началом фаланги проявляют недостаточно смелости. Не очень подходящим для него оказалось и предложение национального "эмира" возглавить структуры ВИГ в центральной части страны близ Алжира. Тем не менее Беншиша попытался выполнить приказ. Однако при переходе его фаланги в центральную часть страны в районе горного массива Уарсенис путь ему преградили формирования ИАС. Точные подробности происшедшего между ними боя неизвестны. Тем не менее после этой схватки Беншиша был вынужден повернуть назад. Не имея особых идеологических разногласий с ВИГ, он начал разрабатывать и теоретическое обоснование необходимости обособления "Аль-Ахваль", а также свою собственную концепцию джихада. Все это привело к яростной междоусобице с участием ВИГ и "Аль-Ахваль".

"Аль-Ахваль" откололась от ВИГ в конце 1995 года. Первоначально в этом бандформировании насчитывалось до 400 боевиков. В период "расцвета" численность группировки доходила до 800 боевиков.

По одной из версий, выход "Аль-Ахваль" из ВИГ предопределило в первую очередь то обстоятельство, что ее лидер Кадда Беншиша /Абдеррахим Бахалед/, бывший одно время заместителем национального "эмира" ВИГ и главарем 1У-й зоны /провинции Маскара, Саида, Оран, Айн-Темушент и Тлемсен/, не стал первым лицом в ВИГ после того, как погиб лидер этой организации Салах Аттия. Тогда, как известно, его место занял Шериф Гусми. Подобная "несправедливость" могла побудить Беншишу - ветерана войны в Афганистане - подумать о выделении его фаланги в самостоятельную организацию. Тем более, что к тому времени под его непосредственным руководством находилось до 10 катибат /фаланг/, действовавших на алжирском Западе, а также ряд других бандформирований, что позволяло говорить об "Аль-Ахваль" как об организации общенационального масштаба.

К 1996г.к "Аль-Ахваль" кроме "афганцев" примкнули многочисленные дезертиры из алжирской армии. Тогда же эта организация совершила самое громкое из своих деяний. Боевики напали на военную казарму в Тлемсене, где захватили большое количество оружия и убили свыше 100 военнослужащих. К этому времени "Аль-Ахваль" настолько расширилась, что стала конкурировать с ВИГ в общенациональном масштабе. Именно в этот период она стала называть себя ХДС.

В 1996г.после гибели Беншиши в столкновении с боевиками ВИГ "Аль-Ахваль" возглавил Мохаммед Бенслим /боевые псевдонимы - Абу Джаафар Мохаммед ас-Салафи, Салим Абу Джихад/, ярый приверженец ваххабизма.

В первой половине 2000г.после серии антитерористических операций и понесенных в них потерь /были убиты около 100 из примерно 300 боевиков/ "Аль-Ахваль" начала внутреннюю перестройку. Были сформированы четыре фаланги. Названия трех из них - "Аль-Иман", "Ат-Табит" и "Аль-Фатх". Имя четвертой остается неизвестным. Зона действия "Аль-Ахваль" простирается от Типазы на западе до Тиссемсильта /н/ на востоке. С этого времени она перестала действовать в одиночку. Ее руководство предприняло попытки установить контакты с ВИГ и СГПД с тем, чтобы скоординировать вылазки против алжирских силовых структур. Все эти контакты завершились безрезультатно, поскольку были сорваны личными амбициями главарей бандформирований. Тем не менее связь между группировками была установлена.

Одновременно Абу Джаафар установил тесные связи со своими единомышленниками в Великобритании, Испании и США. Результат не замедлил сказаться. Впервые о деятельности одной из зарубежных ячеек "Аль-Ахваль" стало известно в 2002 году. Годом ранее в Лондоне - общепризнанной "столице" исламистов всех мастей - начал выходить бюллетень "Аль-Ахваль" - "Маалим ва адийят" /"Вехи и молитвы"/. На его страницах были изложены идеологические установки организации, а также призывы к верующим о финансовой помощи.

За последние годы ХДС в идеологическом плане вместе с ВИГ перешла от радикального салафизма к слепому такфиризму. Оправдывая террор, всех алжирцев она рассматривает как безбожников, отвернувшихся от ислама. Эта концепция базируется на ваххабизме, близком к идеологии талибов в Афганистане и группы Абу Валида в Чечне. Наследники Беншишы пошли дальше в своем радикализме, воплощая свои идеи в кровавой практике и претендуя на право называться такфиристской группировкой.

Отличительная особенность ХДС - руководство группировки абсолютно равнодушно к ведению пропаганды. Возможно, это обусловлено тем, что еще в период нахождения в составе ВИГ Беншиша сгруппировал вокруг себя преимущественно "афганцев", всегда остававшихся особой кастой в рядах боевиков исламистских бандформирований в Алжире. Тем не менее именно несклонность к пропаганде сделала ХДС самой закрытой организацией из числа действующих в Алжире.

Первый удар по зарубежным ячейкам ХДС был нанесен испанскими спецслужбами в январе 2003 года. По подозрению в связях с "Аль-Каидой" они арестовали 15 исламистов, большинство из которых являлось активистами ХДС. Было установлено, что боевики готовили теракт против посольства России во Франции. Кстати, ХДС до сих пор не входит в список террористических организаций, составленный ФСБ...

С.Бабкин 

http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/19-12-03.htm