Членов городской ячейки террористической организации «Хизб ут-Тахрир» задержали в Петербурге. Информацию об этом 8 ноября распространила пресс-служба регионального управления ФСБ РФ. Подробности задержания в силовом ведомстве не уточняют, но известно, что готовилась операция тщательно. Чему подтверждение — участие в ней, помимо сотрудников  Федеральной службы безопасности РФ еще и полицейских.

Проходило задержание (по неофициальным данным) в жилых домах густонаселенных районов Северной столицы, в том числе, «спальных». А также в одном из общежитий. Как сказал корреспонденту «СП» один из высоких полицейских чинов Питера, «где же этой дряни прятаться, как не в рабочей общаге? Проверки там не часты, охрана чисто символическая. Легко оставаться незамеченными»…

— Задержано было в ходе операции шесть человек, — сказал «СП» Дмитрий Кочетков, руководитель пресс-службы Управления ФСБ РФ по СПб и Ленобласти. — Все они значились в списке ФСБ по ранее возбужденному уголовному делу о создании в Петербурге ячейки террористической организации. Само это дело было заведено ещё в 2015-году.

«СП»: — А операция в августе текущего года тоже стала результатом следствия по этому делу? Тогда в жилом доме на Ленинском проспекте средь бела дня «выкуривали» из съёмной квартиры четверых. Трое были убиты при задержании, так как грозились взорвать дом. Четвертого задержали.

 — Все это звенья одной цепи.

Как уточнил Д. К. Кочетков, в июне 2014 года ФСБ РФ нейтрализовало шестерых, а в апреле-июне 2015-го ещё троих потенциальных боевиков. Всем были предъявлены обвинения по части 1 статьи 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации»). Семеро из этой девятки уже получили серьезные сроки лишения свободы — суд состоялся минувшим сентябрем.

То, что на этот раз операция прошла «без шума и пыли», говорит не только о высоком профессионализме сотрудников полиции и Службы безопасности, но и о том, что работа по выявлению такого рода ячеек уже налажена. Еще лет пять назад с этим были серьезные проблемы.

С другой стороны, что там пять лет, даже три года назад питерцы и предположить не могли, что в их городе начнут появляться последователи ИГИЛ и других экстремистских исламистских течений. Да, на берега Невы ехало много мигрантов из среднеазиатских республик. Они любили «кучковаться» в укромных местах, где оборудовали свои молельные дома. Встречались среди них люди, в том числе, и агрессивно настроенные против православных. Но о ячейках терроризма как таковых речи не шло.

— Учитывая нынешние технические возможности, в первую очередь, интернет, завлечь человека хоть в террористическую ячейку, хоть в обычную банду грабителей трудностей обычно не составляет, — считает генерал-майор МВД в отставке Аркадий Крамарев. — Всё зависит, во-первых, от самого человека, его внушаемости. Во-вторых, от тех, кто раскидывает свои «адские сети». И тут очень важно нашим компетентным органам своевременно реагировать на появление тех или иных сомнительных организаций. Важно отслеживать, в том числе, информацию во Всемирной паутине.

«СП»: — То есть, нужно иметь надежных информаторов?

 — Безусловно. Но информаторов не полиции, а ФСБ, в ведении которой борьба с терроризмом. Везде у них должных быть свои люди. Но об этом, как вы понимаете, вслух не говорят.

«СП»: — Тем не менее, уточню. Чтобы иметь информаторов в тех же исламистских ячейках, нужны, наверное, деньги…

 — Деньги есть. Другое дело, достаточно ли их? Ведь помимо терроризма, необходимо пресекать также рост бандитизма, мошенничества, коррупции.

«СП»: — На ваш взгляд, всё ли необходимое делается в Петербурге, чтобы на корню пресечь распространение террористических группировок? Не опоздали ли мы в этом смысле?

 — Вопрос непростой. Вроде бы не опоздали, выявляем, задерживаем. В то же время, одних задерживаем — другие появляются. Значит, главные организаторы всех этих ячеек остаются вне поля зрения наших силовиков? Стало быть, где-то мы не успеваем? Не хотелось бы, конечно, так думать…

Ещё одно мнение — Евгения Вышенкова, заместителя директора Агентства журналистских расследований (АЖУР), в недавнем прошлом — сотрудника МВД.

«СП»: — В Петербурге все чаще выявляют ячейки террористических группировок, задерживают их представителей. Получается, по городу все активнее расползаются радикальные исламистские идеи?

 — Тут важно понять, что такое ИГИЛ и ячейки вроде нынешней «Хизб ут-Тахрир». Это мощнейшая идеология, вовлекающая в свои сети людей по всему миру. Как следствие, в ряды сторонников исламистов постоянно рекрутируются местные жители. Это характерно для всех стран — США, Франции, России.

Не случайно, среди боевиков, задержанных, например, минувшим августом, да и в прошлые годы, есть люди со славянскими именами, ещё вчера называвшие себя православными.

«СП»: — Замечено, что чаще всего в разные банды, секты, ячейки приходят люди обиженные — кем-то или чем-то, обозленные на весь мир…

— Тут иное. 90% населения Земного шара на кого-то или на что-то обижено. И что?

Дело в глобальной тенденции — люди хотят изменить мир. При этом сами не знают, как именно это сделать. На этом их и ловят прожженные боевики, активно вербуют. Как с этим бороться? Пока стопроцентного успеха никто в мире не добился. Надо признать, что этот вызов застал цивилизованные страны врасплох.

Людмила Николаева

09.11.2016

Источник: svpressa.ru