Движение ХАМАС было и остается важной темой многочисленных исследований, комментариев и аналитических материалов, авторы которых стремятся «измерить глубину» этого движения и понять причины его стремительного подъема в прошлый период. Вполне естественно, что интерес к этому движению сильно возрос после его победы на палестинских парламентских выборах в январе 2006 года. Еще заметнее повысился этот интерес после подписания Мекканского соглашения[1] и формирования первого правительства национального единства во главе с Исмаилом Ханийей при широком участии ФАТХ и других группировок и национальных лидеров.Однако за последний месяц появилось немало слухов о серьезных разногласиях и даже расколе в ХАМАС вокруг вопроса о механизме решения проблем, сходных с теми, с которыми движение столкнулось после своего прихода к власти в январе 2006 года.

В последние два месяца во взгляде на ХАМАС преобладали военные и даже востоковедные подходы. Однако это не отменяет факта: перемены грядут, в движении происходят некие сдвиги, оно эволюционирует в определенную сторону, и есть знаки, события и высказывания, которые это подтверждают. Вкратце их можно свести к следующему.– Председатель политбюро движения Халед Машааль заявил, находясь в Алжире («Аль-Хайят» писала об этом в номере от 27 марта), что действия ХАМАС вовсе не являются отказом от «вооруженного джихада», а представляют собой «гражданский джихад» по защите прав палестинцев.

– Во время обсуждения в Законодательном собрании[2] декларации правительства национального единства один из видных руководителей движения ХАМАС, бывший министр иностранных дел Махмуд аз-Захар подверг критике правительственную программу. Он говорил о «праве на вооруженное сопротивление», об отказе признать законность существования Израиля, о нецелесообразности предоставления ООП полномочий на ведение переговоров до тех пор, пока эта организация не перестроилась и не активизировала свою деятельность. Свои тезисы аз-Захар развил в пятницу 30 марта 2007 года на съезде комитетов народного сопротивления в Газе. Программа нынешнего правительства, сказал он, рассчитана максимум на три года, тогда как программой ХАМАС является освобождение всей Палестины, «то есть борьба до тех пор, пока Аллах не предначертает этой религии победу». Правительственная программа ниже «потолка» требований ХАМАС, хотя и выше «потолка» некоторых лиц, участвовавших в работе правительства. Аз-Захар также подтвердил, что остается в силе комплексный или широкий план сопротивления, понимаемого в первую очередь как культура. Сопротивление, сказал он – это «пятничная проповедь, бумага, перо, урок, преподанный в мечети, и уже потом автомат – разумный, сознательный, знающий, куда лететь пулям».

– В пятничной проповеди, прочитанной им по возвращении с последней межарабской встречи в верхах, премьер-министр Исмаил Ханийя сказал: «Мы прошли свою часть пути: мы подписали соглашение и создали правительство единства. Сейчас нужно, чтобы была снята блокада, а если она продлится еще месяца два-три, то мы прямо говорим, что пересмотрим сделанный нами выбор и примем такое решение, которое убережет наше достоинство и защитит наши интересы».

– С известными оговорками можно сослаться и на выступление главы управления по арабским делам на 10-м канале израильского телевидения, который сказал, что вскоре после формирования кабинета национального единства в ХАМАС стали очевидны признаки раскола. Первый из них появился тогда, когда председатель политбюро движения Халед Машаль и глава правительства Исмаил Ханийя отправились в Мекку для подписания соглашения с движением ФАТХ, а в дальнейшем противоречия усилились на почве различного отношения к арабской инициативе.

– Также с оговорками сошлемся и на публикацию газеты «Маарив» в номере за пятницу 30 марта 2007 года. В ней говорилось о срыве сделки об обмене пленными между Палестинской администраций и израильским правительством, и о том, что главной причиной срыва была позиция некоторых руководителей ХАМАС и его военного крыла, хотя, по сведениям «Маарив», Халед Машаль дал добро на заключение сделки (как и премьер-министр Исмаил Ханийя).

В данном политическом контексте можно указать на изменения, начавшиеся с решением ХАМАС принять участие в парламентских выборах, которые оно хотело использовать как средство повлиять на принятие общенациональных решений. Для ХАМАС, как и для многих, его убедительная победа стала неожиданностью. Оно решило, что ему удастся без труда удовлетворить экономические и социальные нужды палестинского народа, что двери Востока откроются перед ним, если захлопнутся двери Запада, и что блокада со временем прекратится. Для него стали неожиданностью жестокость и масштабность блокады, а также твердое намерение местных, региональных и международных сил свергнуть его любой ценой. ХАМАС упорно сопротивлялось нажиму, но ценой этого стало беспрецедентное ухудшение экономического и социального положения на фоне угрозы сползания в гражданскую войну между палестинцами. Так началась эволюция, о которой говорил Халед Машаль: стойкость при готовности пойти на уступки – но не Израилю и Америке, а палестинским и арабским силам в обмен на признание ХАМАС как главного игрока на палестинской арене; предоставление президенту Махмуду Аббасу права вести переговоры с Израилем; открытое или молчаливое признание арабской инициативы как основы для ведения этих переговоров до проведения всенародного референдума (на палестинских территориях и за их пределами) и учета мнения народа о любом соглашении; переход к тому, что Машааль назвал «гражданским джихадом» по защите прав палестинцев. Это выражение представляет собой запоздалую характеристику сопротивления институтов палестинского гражданского общества и общественных комитетов израильской репрессивной машине (в первую очередь на Западном берегу реки Иордан). «Гражданский джихад» можно рассматривать и как промежуточный этап между «малым джихадом» (вооруженной борьбой) и «большим джихадом» (строительством и социально-экономическим развитием). Можно считать его и необъявленным переходом от «большого джихада» к «джихаду малому». Вообще ХАМАС, видимо, само того не сознавая, ищет ответ на трудный, болезненный и судьбоносный для палестинцев вопрос: переживаем ли мы этап национально-освободительной борьбы, или вступили в стадию строительства палестинского государства и палестинского очага? Если национально-освободительная борьба продолжается, то в чем заключается роль Палестинской администрации, и почему она контролирует различные сферы жизни палестинцев в секторе Газа и на большей части Западного берега? Почему она должна отвечать за образование, здравоохранение, материальное благосостояние и предоставление прочих социальных и экономических услуг? А если мы находимся на стадии строительства палестинского государства и национального очага, то как понимать прямую оккупацию Западного берега и косвенную – сектора Газа? Истина заключается в том, что мы переживаем сложный период, имеющий в себе признаки обеих стадий. Конечно, в этих условиях нужны упорные усилия, чтобы выбрать методы сопротивления оккупации в ее прямых и косвенных формах. И то, о чем говорил Машааль как о «гражданском джихаде», возможно, является ответом и одним из вероятных решений проблемы.

В понятии «гражданского джихада» нашло свое выражение желание остаться у власти и реагировать на палестинские, региональные и международные инициативы, не отступая от своих основных принципов (отказ от признания Израиля или снятия требования удовлетворения права беженцев на возвращение). При этом ХАМАС считает, что проблема в Израиле, а не в палестинцах, что арабские мирные усилия будут наталкиваться на традиционный израильский экстремизм, а также на слабость политических и партийных позиций Эхуда Ольмерта и его кабинета. И чтобы в этом убедиться, у арабских стран есть полтора года, а точнее, двадцать месяцев: в январе 2009 года заканчивается мандат президента Джорджа Буша и наступает срок палестинских президентских выборов. До этого времени, считает ХАМАС, необходима передышка, которая позволит снять блокаду, улучшить экономическую и социальную ситуацию и успокоить «головную боль», мешающую палестинской патриотической работе.

Нельзя отрицать, что в ХАМАС существуют разногласия политического и даже личностного характера. Однако ХАМАС является организацией в полном смысле этого слова и обладает организационными и общественными структурами, которые позволяют решать споры и преодолевать разногласия. И я не знаю такой арабской или исламистской партии, которая проводила бы свои съезды столь регулярно и в положенный срок, как это делает ХАМАС. На этих съездах обсуждается партийный курс и механизмы работы, проводятся выборы в руководящие и контрольные органы в обстановке полной свободы, открытости и прозрачности. Это позволяет сглаживать противоречия и замораживать конфликты на самой низкой стадии. С другой стороны, между ХАМАС и ФАТХ появляется много общего в организационном устройстве, характере массовой базы и политическом курсе. ХАМАС очень похоже на ФАТХ, и, разумеется, многие руководители ХАМАС внимательно следят и много размышляют над организационными, личностными, политическими и иными последствиями расколов в движении ФАТХ – расколами, которые в большинстве случаев закончились бедами и катастрофами.

Надо признать, что существует личная проблема некоторых бывших министров-хамасовцев, которые были выступали лидерами противостояния с ФАТХ и оказались не у дел в правительстве национального единства, в то время как их коллеги-фатховцы попали в правительство и имеют неплохие позиции в официальных палестинских политических структурах. Тем не менее, личные проблемы со временем исчезнут, чему будет способствовать наличие прочных и стабильных партийных структур и институтов.

Существует также проблема с «исполнительной службой», которую создал бывший министр внутренних дел Саид Сыям, а также с некоторыми командирами «Бригад Изз ад-Дина аль-Кассама». Но я думаю, эту проблему решить будет нетрудно, так как «исполнительная служба» рано или поздно вольется в силовые структуры и будет участвовать в «гражданском джихаде», главными целями которого являются прекращение анархии и пугающее ухудшение ситуации с обеспечением личной и коллективной безопасности палестинских граждан. Что касается «Бригад аль-Кассама», то они являются самой дисциплинированной военной структурой, которая полностью подчиняются указаниям политического руководства. Они будут соблюдать перемирие, если будут уверены, что в ХАМАС нет людей, готовых отказаться от борьбы в е широком понимании (в том числе вооруженной), и что они должны готовиться к следующему этапу. Если урегулирование состоится и независимое палестинское государство будет создано, то «Бригады аль-Кассама» и другие военные организации превратятся в становой хребет военно-полицейских структур нового государства. Но проект может провалиться, и с ним потерпит крах сама Палестинская автономия, как сказал Мустафа аль-Баргути. Если урегулирования не будет, а автономия сохранится, то ХАМАС сумеет полностью взять ее под свой контроль, проведя кого-нибудь из своих друзей или руководителей на президентский пост на выборах 2009 года. В этом случае «Бригадам аль-Кассама» также будет принадлежать центральная роль в «гражданском джихаде» и в противодействии односторонним израильским планам и идеям, поскольку ХАМАС считало и считает, что лучшее решение – это не признавать Израиль, продолжать давить на него и провоцировать его, чтобы заставить уйти с большей части палестинских земель, оккупированных в 1967 году. Ведь ХАМАС убеждено: окончательным решением палестинской проблемы может стать лишь освобождение всей национальной территории, хотя нет ничего плохого и в поэтапном или временном урегулировании, если оно не предполагает признания права Израиля на существование, но при этом гарантирует право на существование самого ХАМАС.

«Аль-Хайят», 05.04.2007

Маджед АЗАМ