Широкую известность Исламское движение Узбекистана (ИДУ) приобрело во время так называемых "баткенских событий" осени 1999 года, когда от двухсот до семисот (по разным данным) вооруженных боевиков вторглись со стороны Таджикистана на киргизскую территорию на юге Ферганской долине.

В 1991 году была создана Исламская партия возрождения Узбекистана (ИПВУ) как филиал всесоюзной ИПВ. Эта партия находилась под запретом с момента возникновения. В 1992 году было создано ее молодежное крыло "Адолат" (численностью около 10 тыс. человек). Сила этой организации была такова, что в Ферганской долине фактически установилось двоевластие. Наряду с государственными органами открыто действовали вооруженные исламистские группы, шариатские суды, гораздо более авторитетные и влиятельные чем государственные. ИПВУ и "Адолат" развернули широкую кампанию за отставку правительства и создание исламского государства. В феврале 1993 года подразделения "Адолат" были разгромлены узбекской милицией. На исламистов обрушились массовые репрессии. Пропал без вести лидер ИПВУ Утаев, установлен жесткий контроль над проповеднической деятельностью мечетей, выдворены иностранные миссионеры. Исламские оппозиционеры частью ушли в глубокое подполье, частью бежали в Таджикистан и Афганистан. Они участвовали в гражданских войнах в этих странах, а в 1996 году создали Исламское движение Узбекистана (ИДУ), которое развернуло вооруженную борьбу против Узбекистана.

ИДУ зародилось в 1996 году под руководством Тахира Юлдашева, вдохновляемое наследием басмаческого движения, которое в начале 19-го века вело вооруженную борьбу с вторгшейся в страну армией царской России. Философия ИДУ в идеологическом и политическом плане строилась на опыте Юлдашева с Объединенной таджикской оппозицией, ОТО (United Tajik Opposition, UTO), которая позднее взяла на вооружение радикально политизированные идеи воинствующего исламизма. Эти идеи предусматривают создание исламской империи, которая вберет в себя всю современную Среднюю Азию. На следующий год с Юлдашевым объединился Джумабай Ходжиев (печально известный по прозвищу Джума Намангани), и вместе они создали сильную организацию, которая вскоре распространила свое влияние далеко за пределы Ферганской долины.

После майских событий в узбекском Андижане многие СМИ поспешили сообщить, что организаторами кровавых событий, включающих в себя попытку вооруженного захвата органов власти и воинских гарнизонов, были боевики Исламского движения Узбекистана. Именно ИДУ многие источники объявили исполнителями терактов против органов государственного управления и мирных жителей. Власти Узбекистана объявили, что лидеры андижанских "акромистов" были тесно связаны как с запрещенной исламской партией "Хизб ут-Тахрир", так и с активистами ИДУ. Так уже 15-го мая на первой своей пресс-конференции для иностранных журналистов заявил президент Узбекистана Ислам Каримов. По его словам, мятежники в Андижане звонили в Афганистан со своих мобильных телефонов.

Потом министр обороны России Сергей Иванов заявил не менее конкретно: "Мы располагаем достаточно достоверной информацией. Все, что произошло в Андижане, было инспирировано именно с территории Афганистана". "Группа вооруженных боевиков исламистских организаций, в том числе и талибов, давно готовила вторжение в Узбекистан", - сказал Сергей Иванов на заседании Совета Россия-НАТО.

Позже появились и другие сообщения о непосредственной связи андижанских мятежников с исламскими террористами. Так, в своем интервью бывший глава контрразведки ИДУ Мосирахунов (в другом написании - Масирахунов) утверждал, что к андижанским событиям причастны боевики так называемого движения "Исламский джихад Узбекистана". Эта группа, по словам Мосирахунова, якобы, выделилась из ИДУ и действует уже самостоятельно.

Действительно ли ИДУ было организатором Андижанских событий? Насколько связано так называемое течение "Акромия" с боевиками Тахира Юлдаша? Каковы реальные военные и финансовые возможности ИДУ сегодня? Ответы мы попытались найти на юго-востоке Ирана. Корреспондент ИА "Фергана.Ру" побывал в городе Захидан, расположенном неподалеку от границы с Афганистаном и Пакистаном. Наш рассказ базируется исключительно на сведениях, почерпнутых у беженцев, называющих себя "экс-боевиками Исламского движения Узбекистана".

Поездка состоялась осенью прошлого года. Все наши собеседники до сих пор находятся в Захидане.

ЗАХИДАН

Связавшись с экс-членами ИДУ с помощью электронной почты, в начале августа прошлого года авиарейсом "Бишкек-Мешхед" мы отправились в Иран. Перед поездкой у нас были некоторые опасения за свою жизнь: все-таки мы едем на встречу с бандитами!..

Но по приезде в Захидан наши опасения развеялись, а представления о "настоящих боевиках" изменились. В этом городе мы встретили простых верующих узбеков, которые были вынуждены покинуть родину из-за давления и репрессий со стороны властей. Мы встретили узбекских женщин, которые вместе с маленькими детьми были вынуждены уехать за рубеж только из-за того, что их мужья были "бородачами-ваххабитами".

Мы беседовали с простыми обманутыми молодыми людьми, которые некогда в лице Тахира Юлдашева видели настоящего "национального героя", а сегодня стали беженцами и потеряли веру в завтрашний день. Эти люди родом из Андижана, Намангана, Ферганы, Ташкента, Бухары, Хорезма, Оша, Ходжента с большим удовольствием встретились с нами и поделились своими мнениями о событиях, которые произошли в Центральной Азии с 1999 года по настоящее время. С другой стороны - подробности андижанских событий 13 мая 2005 года "боевики" ИДУ узнали от нас.

Начало узбекского "хиджрата"

"В возникновении Исламского Движения Узбекистана как самостоятельной организации виновны сами власти Узбекистана", - считают беженцы из Захидана. После событий 1991 в Намангане, поясняют они, власти повсеместно начали гонения и преследования религиозных активистов. Были уничтожены или спрятаны за решетку все имамы крупных пятничных мечетей Ферганской долины (в том числе и из киргизской части). Одновременно с началом исламского возрождения многие бизнесмены начали под прикрытием мечетей создавать специальные фирмы и предприятия, налоги с которых уходили на религиозные нужды. Так, например, центральная мечеть "Джами" в Андижане, имамом которой был известный духовный авторитет Абдували-кори Мирзаев, организовала торговую фирму с оборотом до 500 тысяч долларов США. Вскоре после ареста и исчезновения А.Мирзаева в 1995 году данная фирма была уничтожена, а средства были переданы государству.

«Исламское Движение Узбекистана формировалось в Таджикистане, под прикрытием властей Таджикистана, а также - под пристальным вниманием российской армии и российских пограничных войск», - утверждают бывшие «идушники». После подписания мирного соглашения между Объединенной Таджикской Оппозицией (куда входило и ИДУ) и светской властью Таджикистана сторонники ИДУ были вынуждены уйти в Афганистан через четвертую пограничную заставу. И здесь, по рассказам иранских беженцев, не обошлось без «помощи российских спецслужб и спецтехники».

Узбекская интифада

«Начиная с 1997 года в ИДУ приходили люди из всех концов Центральной Азии. Членами этой организации стали узбеки, таджики, уйгуры, казахи татары, туркмены. Интифада [восстание] заключалась в том, что вооруженная борьба была направлена именно против режима Ислама Каримова. Тахир Юлдашев стал "национальным героем" среди простых верующих».

«К нему приходили целыми семьями с малыми детьми со всей Центральной Азии», - рассказывают наши собеседники в Захидане. – «Люди продавали свои дома и вещи, уходя от преследования властей. Членами ИДУ могли стать и дети старики. Однако только "муджарраты" - молодые неженатые мужчины - участвовали в вооруженных действиях. Многие из этих мужчин брали оружие в руки под принуждением. Их обучали в лагерях, находящиеся в Афганистане».

Исламское Движение Узбекистана берет свое начало с 1996 года. Организатором и идеологом ИДУ считается Тахир Юлдашев. Владеет несколькими языками - русским, английским, фарси, арабским, урду. Хороший оратор; на любой вопрос легко находит подобающий ответ из Корана и сунны. "Необразованные люди верят ему на слово, образованные молчат, так как он иногда приводит несуществующие доводы из хадисов". Как рассказывают экс-члены ИДУ, "Тахир Юлдашев жесток по натуре. Тех, кто перечит ему, он сразу приказывает расстрелять или посадить в "зиндан".

Большинство бывших "идушников" считают себя обманутыми Тахиром Юлдашевым, так как они были убеждены, что будут бороться за "светлое будущее Узбекистана", а фактически оказались заложниками своего лидера: «Многих молодых парней, у которых не было семей, Тахир Юлдашев посылал воевать на стороне талибов против войск Северной коалиции. А некоторых Т.Юлдашев просто продавал в рабство тому или иному полевому командиру».

«ИДУ получало внешнюю поддержку от эмигрантов ранней волны - узбеков и таджиков, проживающих в Афганистане, Саудовской Аравии. Однако общую координацию всех усилий ИДУ осуществляли какие-то совсем другие люди». По рассказам экс-членов движения, "Тахир Юлдашев был простым исполнителем. «То, что финансовую поддержку ИДУ получало от богатых шейхов Саудовской Аравии – миф», - утверждают они.

«Раньше ИДУ имело серьезную поддержку части мирного населения Ферганской долины и вообще Узбекистана. Координацию действий ИДУ внутри страны осуществлял специальный орган, состоящий из преданных людей Юлдашева, которые в свою очередь занимались вербовкой среди населения».

По мнению многих бывших активистов ИДУ, сегодня находящихся в Иране, «Тахир Юлдашев должен был стать неким "собирателем" всех недовольных режимом И.Каримова и увести их за пределы Узбекистана». «Во время "баткентских событий" в Узбекистане нас тоже ждали, но Тахир Юлдашев всех обманул», - говорят мужчины, которые были членами боевых отрядов ИДУ.

У бывших боевиков есть несколько своих собственных версий того, что происходило в Баткене в 1999-2000 годах.

Версия первая. Тахир Юлдашев начал эту операцию под давлением своих сторонников, которые уже частично выходили из-под контроля лидера и требовали скорейшего "наступления на Узбекистан". Затем Т.Юлдашев бездарно и намеренно провалил вторжение с военной точки зрения. Это произошло из-за малочисленности групп и формирований боевиков, откровенно неумелых действий и вообще отсутствия "военного профессионализма".

Версия вторая. Вся "баткенская кампания" была организована только для того, чтобы напугать узбекские власти и вызвать массовые протестные выступления населения Узбекистана. Следует отметить, что этого не произошло. Наоборот, сведения о приближении вооруженных отрядов непримиримой оппозиции вызвали серьезные опасения среди мирных жителей, по большей части не симпатизирующих "бородачам с автоматами".

Версия третья. Посредством проведения "баткенской операции" Тахир Юлдашев смог переправить крупную партию наркотиков по заказу афганских наркодельцов и получил за это солидную сумму денег. До сих пор бывшие сторонники главаря ИДУ убеждены, что Юлдашев "имеет огромные счета за рубежом" и что "он очень состоятельный человек".

«Сразу же после начала антитеррористической операции в Афганистане и гибели главного полевого командира Джумы Намангани ИДУ фактически раскололось», - сообщают захиданцы.

В настоящее время, по сообщениям наших информантов, обломки ИДУ представляют собой три группы:

1. Группа Тахира Юлдашева, которая находится в Южном Вазиристане - приграничном районе между Афганистаном и Пакистаном, населенный свободными племенами высоко в горах и не подчиняющимися ни Афганистану, ни Пакистану).

В настоящее время группа пополняется за счет единичных добровольцев, изредка прибывающих из Центральной Азии. На территорию Вазиристана и лагерь Тахира Юлдашева постоянно поставляются оружие и боеприпасы (в основном, российского производства) и наркотики. Тахир Юлдашев и его группа в данное время со всех сторон окружены пакистанскими регулярными войсками. Только благодаря поддержке вождей местных племен Тахиру Юлдашеву удается избежать поимки. Численность отряда Юлдашева неизвестна, однако, его бывшие соратники предполагают, что с командиром осталось пара сотен человек.

2. Вторая группа людей, которые разочаровались в Т.Юлдашеве и приняли решение уйти из его лагеря, - самая многочисленная. Бывшие соратники вождя ИДУ сегодня находятся в Иране, Пакистане, Турции, на Ближнем Востоке. В основном, это взрослые мужчины с женами и детьми, которые очень сожалеют о том, что были вместе с Т.Юлдашевым. По их словам, Т.Юлдашев не оправдал их надежд, обманул их. "Он - просто ставленник России и Узбекистана", - утверждают они.

Как рассказывают очевидцы, покинуть лагерь Т.Юлдашева не просто. "Если вы уходите без его разрешения, он может объявить вас "муртадом" - вероотступником - и дать команду уничтожить вас. Именно так недавно произошло в Пешаваре, когда по приказу "шефа" был взорван автобус с семнадцатью членами ИДУ, среди которых, в том числе, было шесть женщин", - рассказывают беженцы. Ускользнувшие от Юлдашева бесправны, их будущее весьма неопределенно. Ситуация осложняется тем, что они не имеют никаких официальных бумаг. В свое время Тахир отобрал у них паспорта и потом объявил, что сейф с документами был взорван при бомбежке авиации США.

В настоящее время около 300 человек вместе с семьями находятся в Пешаваре (Пакистан), около 100 человек находятся в Иране, более 200 человек находятся в Афганистане. Все они на нелегальном положении без документов.

3. Третья группа бывших членов ИДУ - те, кто уже возвратился домой, в Узбекистан. Несколько лет назад узбекское руководство объявило, что помилует всех тех, кто участвовал в ИДУ и других террористических организациях. «Многие поехали домой, доверились властям. Кто доехал до Узбекистана, несмотря на обещания, оказался под арестом. После допросов большинство освободили, но многие сильно испугались и перебрались в Киргизию или Таджикистан, остерегаясь все время находиться в стране, под присмотром спецслужб», - рассказывают нам в Иране. «Эта группа разбросана по всей Центральной Азии. Они есть в самом Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Казахстане, Туркмении».

Некоторые эксперты по Центральной Азии убеждены, что в андижанских событиях участвовали члены ИДУ. По мнению Александра Собянина, озвученном им в статье "США разделят Узбекистан надвое", «вооруженные исламисты и их политическое крыло действуют согласованно». «В качестве ударной силы», - считает Собянин, - «по-видимому, выступили прекрасно подготовленные боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ), пришедшие из таджикских и узбекских районов Северного Афганистана через долины рек Обихингоу и Кызыл-Су/Сурхоб. Причем это настоящий интернационал. Там и узбеки, и таджики, казанские татары и киргизы».

Однако, по словам бывших активистов ИДУ, находящихся сегодня в Иране, в данное время Тахир Юлдашев и его малочисленная группа не в состоянии ни финансировать такие события, ни участвовать в них. «События в Андижане были организованы совсем другими людьми», - считаю они. По их мнению, «внутри Узбекистана сформировалась очень сильная оппозиция в лице старой партийной номенклатуры, которую сам Ислам Каримов на заре своего правлении отстранил от руководства. Но связи и влияние у этих людей остались».

 

Икбол Мирсаитов, политолог, автор монографии "Политический Ислам в Ферганской Долине", живет в Бишкеке.  Алишер Саипов, независимый журналист, живет в Оше.

16.04.2006

Источник: Фергана.Ру