Осенью 2008 г. «Всемирный исламский Медиафронт» (ВИМ) опубликовал новый журнал «Миллат Ибрагим» - информационный ресурс сомалийских радикальной группировки «Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин», встречающейся чаще под названием «Шабаб». В последние годы, ВИМ стал единственным органом, публикующим видеоматериалы, заявления идеологов экстремистских организаций, присоединившихся к «Аль-Каиде» из Ирака, Афганистана, Аравии, Палестины, Северной Африки. Новый журнал был издан «Центром им. аз-Заркауи по Исследованиям и Изучению Африканского Рога».

Становление «Шабаб» во многом сходно с образованием «Аль-Каиды в Ираке». В 2004 г Аден Хаши Аиро, министр обороны известной сомалийской исламистской организации Союза исламских судов, получивший военную подготовку на военно-тренировочных лагерях «Аль-Каиды» в Афганистане, основал группировку «Аш-Шабаб». Первоначально она являлась составной частью СИС, и не выделялась. Между тем, СИС постепенно набирали политический вес в погруженном в хаос Сомали. Единственное, что несколько выделяло эту фракцию - апелляция к исламу времен пророка Мухаммада («чистому исламу», салафизму). На начальной стадии добровольцы вступали в ряды «Шабаб» движимые не религиозными мотивами. Большинству из них были чужды идеи возвращения к салафизму, их привлекал национально-освободительный характер движения, отличающегося жесткой дисциплиной, грамотным руководством. Активисты новой организации получали военную подготовку на территории Эритреи, специализируясь на изготовлении взрывных устройств, минировании дорог, проведении терактов с использованием начиненных взрывчаткой автомобилей.

Взяв под контроль ситуацию на большей части Сомали, сопровождавшейся введением шариатских норм, ликвидацией наркоторговли, пиратства, бандитизма, СИС (чьи кланы составляли лишь 5–6% населения страны) заявили о своем намерении создать «большое Сомали» из всех территорий, населенных сомалийцами в Кении, Джибути и Эфиопии. Это вызвало настороженность Эфиопии, опасавшейся посягательств на принадлежащие ей населенные сомалийцами территории, на которых к тому же были обнаружены месторождения нефти и газа. В искусственно образованных во времена колониального прошлого африканских странах территория одного племени часто поделена двумя различными государствами.

В результате в декабре 2006 года в Аддис-Абебе было принято решение о вторжении в Сомали под предлогом связей СИС с «Аль-Каидой». Проведение военной операции поддержали и в Вашингтоне, которые имели свои счеты с исламистами, укрывавшими у себя участников взрывов американских посольств в Кении и Танзании. Уже через неделю после нападения эфиопские войска, оснащенные бронетехникой и авиацией заняли Могадишо, подавив очаги сопротивления исламистов. Однако успех объяснялся не только значительным преимуществом в оснащении эфиопской армии.

Разгрому отрядов СИС во многом способствовала позиция лидеров сомалийских кланов, не желавших воевать за тех, кто лишил их влияния в местном обществе, доходов получаемых за выкуп моряков, захваченных пиратами и наркоторговли. Союз исламских судов фактически раскололся на радикальных и умеренных исламистов, к которым принадлежит и нынешний президент страны Шейх Шариф Шейх Ахмед. После поражения большинство лидеров СИС бежало в Эритрею, а в Сомали остались наиболее радикально настроенные исламисты. Один из таких и был Аден Хаши Аиро, создатель организации «Шабаб».

В 2007 г. к «Шабаб» присоединилась еще одна группировка «Катаиб ат-Тавхид ва-ль-Джихад». Костяк ее составляли несколько десятков арабских добровольцев, прибывших в Сомали для участия в джихаде. Они начали вести активную пропагандистскую работу в медиасфере, чем довольно быстро привлекли к себе внимание. В марте того же года, они взяли на себя ответственность за нападение на дворец прежнего президента Сомали А. Юсуфа. Группа также выступила с угрозами в адрес тех, кто оказывает поддержку светскому (безбожному) режиму страны, либо иностранным оккупационным войскам. В апреле того же года «Катаиб ат-Тавхид» удалось собрать порядка 70 авторитетных сомалийских мусульманских религиозных деятелей, которые издали фетву, призвав народ к джихаду против оккупационных войск (назвав интервенцию эфиопской армии оккупацией крестоносцев).

Отделение «Шабаб» от Союза исламских судов произошло в 2007 г. Поводом послужила готовность умеренного крыла СИС к проведению мирных переговоров с проправительственными группировками, инициированными Африканским союзом и Эритреей. В том же году группа выступила с обращением, в котором объясняет различия между «Шабаб» и ее материнской организацией – Союзом исламских судов. Главной провозглашаемой целью движения является создание исламского государства по модели того, которое существовало в Афганистане в период правления талибов. В унисон «Аль-Каиде» «Шабаб» называет всех правителей в мусульманских странах пособниками Запада, вероотступниками, участвующими в заговоре против ислама, с которыми следует вести непримиримую борьбу. В идеологии движения также прослеживаются экспансионистские мотивы установления шариата в соседних с Сомали христианских африканских странах, при этом основной акцент делается на силовой вариант достижения поставленных целей. В тон «Аль-Каиде» «шабабовцы» приравнивают конфликт в Сомали к тем, которые происходят в Афганистане, Ираке, Алжире, Палестине. Организация также объявила себя авангардом всемирного движения джихада в Африке, призванным объединить мусульман под знаменем чистого ислама.

Явно салафитский крен «шабабовцев» и придание борьбе глобального характера и намерение следовать программным установкам «Аль-Каиды» контрастировало с более демократичными, националистическими идеями СИС.

Находясь на стыке арабского мира и Африки, идентичность сомалийцев формировалась под воздействием этих двух компонентов. Традиционные тесные религиозные, социальные, экономические взаимосвязи с арабскими странами лишь усиливали ощущение принадлежности к мусульманскому миру. Вовлеченность христианской Эфиопии и Африканского союза во внутриполитические дела Сомали нарушили сложившийся арабо-африканский баланс и спровоцировали наиболее экстремистские тенденции в противовес африканскому влиянию. Страна вновь стала погружаться в хаос и анархию.

Отвергая салафитские нормы, многие сомалийцы воспринимают соседнюю Эфиопию в качестве многовекового врага.

В этих условиях «Шабаб» построили свою пропагандистскую линию, сочетая национализм, возвращение к истокам ислама, а также патриотические чувства сомалийцев, желавших изгнать войска, оккупировавшие страну. Радикальная исламизация Сомали подогревалось еще и тем, что Эфиопия - христианское государство. Вторжение ее войск в Сомали было представлено мусульманскому мировому сообществу как часть глобального крестового похода христиан против ислама.

Постепенно в ряды «Шабаб» влились суданцы, саудовцы, египтяне, пакистанцы, йеменцы. После гибели в 2008 г. основателя организации, во главе ее стал Мухтар Робоу. Под его руководством группировка значительно активизировала свою деятельность против переходного федерального правительства и эфиопских войск. Выступая за формирование государства на основе наднациональной идеологии – ислама, тем не менее «Шабаб» создавался по клановому принципу. Например, группировка Ибрагима Хаджи Джама («Аль-Афгани») состоит из выходцев из кланов Исаак и Харти. Шейх Фуад Мухамед («Шонгол») опирается на выходцев из портов Марка и Брава к югу от Могадишо. М.Робоу из клана Раханвэйн в свою очередь на Хавийе Гидир.

Относительно связей с «Аль-Каидой» руководители исламистов заявляют, что действуют согласно установкам Бен Ладена и руководствуются ее тактикой, большинство лидеров «Шабаб» подготовлены в военно-тренировочных лагерях в Афганистане.

По словам М. Робоу, «Шабаб» находится в постоянном взаимодействии с другими салафитскими группировками, обменивается с ними опытом ведения боевых действий в различных странах. В своих методах ведения борьбы «шабабовцы» намерены следовать иракскому сценарию. «Однако, отмечает Робоу, в Сомали слишком мало добровольцев из других стран. «Нам нужны лидеры подобные Хаттабу, Заркауи, Абу Лаису аль-Либи. О, герои, сколько вас ждать…». Следуя иракским радикалам, провозгласившим в суннитских провинциях Ирака «Исламское государство Ирак», «шабабовцы» заявили о создании в Сомали «Исламского вилаята Шабелле». В обнародованном радикалами коммюнике особо подчеркивалось, что провинция Нижняя Шабелле была оккупирована муджахедами по приглашению местных жителей с целью пресечения деятельности банд, обложивших данью предпринимателей и простых граждан. Далее был опубликован список имен новой администрации, включая губернатора, глав образования, пропаганды, безопасности, юстиции, финансов. Одними из первых шагов исламистов было уничтожение священных мест, которым поклоняются последователи суфизма - зияратов, гробниц шейхов как символов многобожия. Подобными мерами они постепенно настроили против себя приверженцев традиционного ислама в Сомали. Вместе с тем в районах, подконтрольных «Шабаб», ушли в прошлое грабежи на дорогах, разбойные нападения. Параллельно структуры этой организации, в частности «Джейш аль-Хисба», вели активную пропагандистскую работу среди местных жителей, активно вовлекая в свои ряды молодежь, увидевших в «Шабаб» реальную политическую силу, способную выступать гарантом стабильности в стране.

Исламисты ведут активную проповедническую работу не только в Сомали. В качестве одной из приоритетных задач они ставят вовлечение в свою деятельность европейских и американских граждан. «Шабабовцы» держат в орбите своего внимания соотечественников, проживающих на Западе. В частности, этнический сомалиец, гражданин США, Ширва Ахмед отправился на родину и стал смертником в октябре 2008 г., уничтожив десятки тех, кто не разделял идеологию «чистого ислама». Причем молодые люди, вступая в ряды исламистов, руководствуются национально-патриотическими чувствами, не разделяя идеалов «Аль-Каиды».

Свойственная «Аль-Каиде» тактика устранения политических оппонентов, применение заминированных автомобилей и «живых бомб», влекущие за собой многочисленные жертвы не поддерживается населением Сомали. После вывода эфиопских войск из Могадишо местным жителям все труднее стало мириться с нормами, введенными салафитами. Часто жесткие методы вызывают вооруженное противодействие. В ноябре 2008 г. произошли бои между исламистами и группировкой «Ахл ас-Сунна ва-ль-Джамаа» (АСД), состоящей из последователей суфизма. Поводом послужило уничтожение священных мест, а также убийство около 40 местных старейшин, поставивших под сомнение правомочность введения норм в районах, подконтрольным «Шабаб».

До 2008 г. суфийские организации страны, в том числе и «Ахль ас-Сунна ва-ль-Джамаа» занималась сугубо духовной практикой. Однако в ответ на деятельность «Шабаб» АСД, движимая протестными настроениями, стала набирать военно-политические обороты.

Поддержка местных жителей недовольных сторонниками «чистого ислама», а также финансовая помощь правительства и направленные инструкторы сомалийской армии обеспечили им победу над радикалами в ряде серьезных боестолкновений в Галгадуде в г.Гурасиль и г.Дуса-Мареб. Один из старейшин, отзываясь о «Шабаб» говорит, что «они принесли закон и порядок в города, но одновременно отобрали все свободы и основные права…если бы они оставили народ в покое и не наложили бы на него столько много ограничений, то они бы до сих пор управляли городом». Когда «Шабаб» несколько ослабло в боях с силами Африканского союза и правительственными войсками, влиятельные кланы провинции Галгадуд: Хабир Гедир, Дир, Марехан также стали поддерживать АСД.

31 января 2009 года на заседании парламента Сомали в Джибути президентом Сомали был избран лидер умеренных исламистов Шейх Шариф Шейх Ахмед. В апреле 2009 г. парламент Сомали принял решение о введении в стране законов шариата. Этот шаг нового президента Шейха Шарифа Шейха Ахмеда был нацелен на перехват инициативы и подрыв позиций боевиков, добивающихся установления исламских норм в стране. Однако, несмотря на эти меры, формирования «Шабаб» сохраняют свои доминирующие позиции в Сомали. Правительство Шарифа Ахмеда контролирует лишь незначительную территорию, в основном благодаря миротворческим силам Африканского союза.

Несмотря на сложность ситуации, исламисты продолжают сохранять серьезные позиции особенно в южных районах страны. Это объясняется значительным числом выходцев в рядах «Шабаб» из местных кланов Раханвэйн, контролирующих провинции Бэй и Бакул на юго-западе Сомали. Действуя в альянсе с радикальной группировкой «Харакат Рас Камбони», опирающейся на сильный клан Огадени, исламисты сохраняют влияние в Нижней Шабелле.

«Шабаб» начала набирать политический вес во время оккупации Сомали эфиопскими войсками и в настоящее время еще не исчерпала кредит доверия населения страны, приобретенный ей в боях и наведении порядка в Сомали, погруженного в войну «всех против всех». Местное население рассматривало ее в качестве единственной силы, способной противостоять захватчикам. При этом никто не задумывался об идеологических ориентирах этой группировки. Вместе с тем традиционный ислам в этой стране представлен суфизмом, который служил знаменем национально-освободительной борьбы в XIX в. и обладает мощной мобилизационной способностью.

Далее Суды распространили свое влияние на север и на юг от города, и в рамках зоны своей экспансии полностью пресекли практику пиратских набегов на следующие мимо берегов Сомали суда, действуя при этом чрезвычайно жестокими методами. В декабре 2006 года движение, вступившее в конфликт с «временным правительством Сомали», было разгромлено поддержавшей последнее эфиопской армией, однако основная масса боевиков перешла на подпольное положение.

Таким образом, если к моменту вторжения эфиопов отношения между сомалийскими исламистами в лице Судов и «Аль-Каидой» никак не проявлялись, то теперь у Сомали действительно есть шанс стать одним из форпостов международного исламского терроризма.

Д.А.Нечитайло, Институт Ближнего Востока,

09.10.2009