Йорам Швейцер - один из самых известных экспертов по "Истишхаду" (в переводе с арабского "стремление стать шахидом"), имел возможность интервьюировать террористов-самоубийц, которым не удалось подорваться, и попавших в израильские тюрьмы. Этот доклад Швейцер подготовил с Сарой Голдштейн в ноябре 2005 года. С разрешения г-на Швейцера публикуем отрывок из него. Интервью Йорама Швейцера см. здесь.

Вербовка и предназначение террористов-самоубийц

Кандидатов в шахиды вербуют по всему миру. На первом этапе представители Аль-Каиды или их агенты влияния, пользующиеся покровительством организации, пытаются своими идеями  пробудить эмоции, создать группы, заинтересованные идеей исламского фундаментализма, и объяснить концепцию джихада молодым религиозным и не очень мусульманам.

Методы, которыми они действуют в арабских и западных странах, больше похожи на миссионерские, чем на те, которые используются при вербовке людей в военные и боевые подразделения. С одной стороны, они постоянно упирают на снижение роли ислама в мире после падения Оттоманской империи, с другой стороны, говорят о  необходимости пожертвовать жизнью для восстановления ислама в его прежнем величии, таким образом они внушают идею самопожертвования на первом этапе. 

Другими словами, мысли о самопожертвовании ради ислама излагаются в эмоционально-религиозной форме людьми, обладающими харизмой и даром убеждения.

Именно этим занимается Абу Катада и Абу Хамза-аль-Масри в Лондоне, Салах Авлади (Salah Awladi) и Мухаммад Хейдер Замар (Muhammad Heider Zamar) в Германии Сулейман-аль Альван в Саудовской Аравии и др. Эти духовные лидеры также используют культурные центры и университеты.

Их личное влияние только усилилось после давления на них

В свои ряды Аль-Каида вербует не только тех людей, которые прошли обучение в тренировочных лагерях в Афганистане, хотя именно они считаются самыми достойными в организации. Важнейший критерий при отборе - это желание совершить самоубийство. До прибытия в лагерь Аль-Каиды кандидатов тщательно опрашивают. Среди вопросов обязательно присутствуют такие: что привело их в лагерь, что они слышали о нем, что особенно их привлекает, чем они занимались до этого, есть ли у них особенные способности или навыки?

Цель таких вопросов - выявить потенциал кандидата, вычислить возможных агентов под прикрытием, и выяснить склонности и навыки новичков.

Именно с помощью этой процедуры выявили Хани  Ханджура (Hani  Hanjour), пилота, который впоследствии направил самолет на Пентагон. Он уже имел права на управление самолетом, когда прибыл в Афганистан, поэтому его включили четвертым пилотом в группу, которая готовила атаки 11 сентября 2001 года, уже на последней стадии планирования операции.

Также при вербовке очень важно найти кандидатов, которые ранее не подозревались в причастности к Аль-Каиде, чтобы их не вычислили до того, как они завершат свою миссию. Но главным является вопрос, проявляет ли кандидат желание совершить самоубийство, именно это качество Халид шейх Мухаммед считает главным при поиске новых людей.

На самом деле по большей части процесс отбора кандидатов в шахиды не связан с их оперативными возможностями или успехом во время обучения. В то же время все вращается вокруг желания кандидата пожертвовать своей жизнью и его способности осуществить акт самопожертвования по приказу Бин Ладена, основанной на его безраздельной преданности лидеру Аль-Каиды.

Кандидаты, давшие безальтернативный ответ на вопрос о суициде, опрашивались Мухаммедом Атефом (Muhammad Atef), командиром военного крыла (убит), который выяснял, подходят ли они для долговременных планов Аль-Каиды или нет. По этим же причинам процесс вербовки концентрируется  на установлении психологического контакта, основанного на эмоциональной связи между сторонами и опирающегося на общий интерес к идее суицида.

В соответствии с утверждениями Халида шейх Мухаммеда (главный планировщик операций Аль-Каиды до своего ареста), обучение кандидатов также включает психологические тесты на проверку их способности противостоять давлению и тесты на оценку их преданности.

Отчет комиссии по расследованию терактов 11 сентября выявил, что бин Ладен лично участвовал в вербовке кандидатов на осуществление этих атак и постановке перед ними оперативной задачи. Бин Ладен описывается как человек, который уделяет кандидатам, высказавшим желание совершить теракт-самоубийство, по меньшей мере 10 минут. Он посещал тренировочные лагеря и беседовал с кандидатами, прошедшими первую ступень отбора. Он регулярно бывал в лагерях Аль-Каиды, где объяснял инструкторам основы мировоззрения организации, и главное, что он всегда мог прервать лекцию ради прямой беседы со слушателями.

Основываясь на желании кандидатов к совершению самоубийства, им предлагается поклясться в преданности бин Ладену еще до того, как они узнают о том, какую миссию им суждено исполнить. После клятвы преданности кандидату предлагается сделать видеозапись, на которой он выскажет свое желание пожертвовать жизнью во имя Аллаха в рядах Аль-Каиды. Большинство террористов, принимавших участие а атаках 11 сентября, оставило такие записи.

Клятва в преданности и подобная видеозапись сродни церемонии инициации, способствующей возрастанию у кандидатов иррациональных чувств, которые усиливаются в сочетании с религиозным опытом.

Зарождение новых суждений, существующих на эмоциональном уровне, поддерживается религиозными убеждениями, преподносящими шахидизм как проявление национального героизма, плюс самоконтроль в сочетании с чувством превосходства и неспособностью кандидата оценить акт суицида спокойно и трезво.

Мотивация к осуществлению теракта-самоубийства развивается в 4 этапа:

осознание кризиса, который переживает ислам

идентификация себя со страдающей частью мира

самовнушение идеи суицида

изоляция от обычной жизни, которая проходит под персональным надсмотром представителя Аль-Каиды.

Джессика Штерн (исследователь) считает, что террористы-самоубийцы входят в транс или в гипнотическое состояние, в котором они выполняют приказы своего лидера. Никто не спорит с тем, что мысли и ощущения  террориста и его вербовщика совпадают. Террористы-самоубийцы чувствуют себя так, будто Аллах находится с ними, и из-за этого они преображаются в очень хороших людей.

Как считает Штерн, стремление к трансцендентности (чувство того, что жизнь больше, чем возможности физического тела) у суицидников-мусульман вознаграждается тем, что они получают удовольствие, похожее на то, которое мы получаем от  любви, чувства красоты или молитвы.

Другие описывают это состояние как разрыв логических связей, подчиненный эмоциональной цели.

Но в любом случае все психологи соглашаются, что в то время, когда террорист-самоубийца готовится к совершению атаки, он пребывает в очень комфортном психологическом состоянии.

Например, при подготовке к 11 сентября были разосланы письма, включающие инструкции и правила поведения, которые должны были привести террористов-самоубийц к безоговорочному согласию и автоматическому исполнению оперативных приказов, не оставляя никакого пространства для других мыслей.

Бин Ладен использует динамичную систему оперативного планирования, пока идет набор потенциальных кандидатов в террористы-самоубийцы.  То долгое время, которое проходит между планированием и осуществлением атаки, он адаптирует планы к кандидатам и готовит кандидатов к планам, и  только после этого он вознаграждает оперативников самостоятельностью. Лучшим примером того, насколько эта система динамична, является 11 сентября.

Он первым отверг идею, которую ему представил в 1996 году Халид шейх Мухаммед из-за сложностей с доставкой людей в Америку и по другим причинам, но позднее, когда подходящие условия появились, он ее переработал. Он рассмотрел грандиозный план операции Халида шейха Мухаммеда, сузил его, а затем адаптировал его к кандидатам, отобранным для его осуществления. Когда двоих из четырех кандидатов пришлось отвергнуть, потому что  из-за йеменского происхождения они не могли получить визу в США, бин Ладен выдвинул альтернативный план.

На предварительном этапе подготовки операции было предложено количество целей, которые необходимо поразить. Однако он выбрал цели, позволявшие определенную свободу выбора для кандидатов (например, Капитолий или Белый дом), а также предоставил им возможность самим выбрать день атаки.

Процесс адаптации плана к кандидатам настолько гибок, что бин Ладен по непонятным причинам захотел в последнюю минуту изменить команду террористов-самоубийц, которые были отобраны и обучались для  подрыва американского эсминца  USS Cole (октябрь 2000).

В случае 11 сентября Бин Ладен вмешался в решение  Халида шейх Мухаммеда удалить Халида Мидхара, который был одним из первых кандидатов в террористы-самоубийцы, набранных для этой миссии лично бин Ладеном в 1999 году. Он позволил Мидхару вернуться домой для разрешения возникших в семье проблем, но в конце концов, Мидхар вернулся осенью 2001 года и Бин Ладен присоединил его к группе, которая должна была осуществить теракты в США.

Психологический контракт

Психологический контракт предполагает устное согласие на отношения между членами Аль-Каиды с представителем  организации  и отражает психологический подход организации, который способствовал росту ее популярности с 80-х годов. Этот подход представляет организацию как платформу для личностей, и это противоположно предыдущей концепции, когда личность рассматривалась лишь как ресурс для организации. Как только этот подход стал применятся, эффективность организации выросла.

Под руководством Бин Ладена организация создала кадры бойцов, которые поклялись в преданности ему, продекларировав таким образом свое участие в глобальном джихаде и желание пожертвовать своей жизнью ради цели, поставленной их лидером.

Такая личная клятва преданности обязывает выполнять приказы Бин Ладена в строжайшем повиновении. Члены организации записывают эти клятвы верности  на пленку и  это видео становится доказательством, от которого сложно откреститься. Эти записи также используются в целях пропаганды и для вербовки новых членов, которых призывают последовать примеру тех, кто был перед ними.

Так, клятва верности и желание пожертвовать жизнью составляет психологический контракт. Это показывает, что Бин Ладен делает упор на "принципах товарищества", чтобы создать психологический контракт и сделать Аль-Каиду привлекательной для новых членов. Аль-Каида и организации, связанные с ней, развивают деятельность, которая способствует установлению эмоциональных связей между людьми и развитию их чувства долга перед организацией. Бин Ладен использует такой способ действий подобно тому, как Мохаммед устанавливал связи между племенами.

Йорам Швейцери Сари Голдштейн

/ The Jaffee Center for Strategic Studies (JCSS) /