Узбекские власти борются с попытками «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) заманить женщин в Сирию и Ирак.

За последние месяцы некоторые подозреваемые женщины-новобранцы ИГИЛ оказались в руках узбекских правоохранительных органов, включая четырех девушек, которые были арестованы турецкими властями в марте. Предположительно, они планировали перебраться в Сирию, чтобы присоединиться к ИГИЛ.

Бойфренд одной из женщин, 26- летней Аноры Ж., с которым она познакомилась по Интернету, уговорил ее поехать, сказали следователи, добавив, что она общалась с ним в Интернете в течение шести месяцев, прежде чем, наконец, вылететь в Турцию. По словам Аноры, она не знала, что ее парень был боевиком, а в узбекской милиции уверены, что ей это было известно.

Женщины, отправляющиеся в Сирию, поступают так по определенным причинам, сказал следователь милиции в Ташкенте Анвар Саидов. Эти причины включают в себя «неудачную личную жизнь» и «трудности в работе и в повседневной жизни», добавил он.

«Мне не удалось выйти замуж в Узбекистане, не было работы, — рассказала Анора Ж. сотрудникам милиции. — Поэтому я согласилась уехать, чтобы выйти замуж».

Следователи находят подробные сведения о связях между подозреваемыми потенциальными женщинами-боевиками, их вербовщиками по Интернету и физическими лицами в Турции, которые перевозили и размещали их, прежде чем турецкая полиция поймала женщин.

Болгарский профессор и ученый по вопросам терроризма Татьяна Дронзина, которая проводила исследования в Казахстане и Кыргызстане на тему воинственности и написала книгу «У терроризма женское лицо» (http://antiterrortoday.com/images/docs/Wooman%20obraz%20v%20ter.pdf), имеет свои собственные теории о том, что заставляет женщин присоединяться к террористическим движениям. Примечательно, что она отвергает стереотип бедных, неграмотных новобранок.

«Связь между бедностью и терроризмом … не может считаться бесспорно доказанной, — сказала она в интервью «Средней Азии в Интернете». — Однако, среди женщин в рядах ИГИЛ наибольшее число составляют либо несовершеннолетние, либо разведенные или брошенные мужьями». Женские мотивы для участия в войне включают желание найти мужа и ошибочную надежду найти религиозно чистую окружающую среду, добавила она. Стремление к приключениям играет определенную роль, особенно для подростков.

Одна дважды разведенная женщина из Коканда поддалась на вербовку через Интернет. После двух неудачных браков 27-летняя Азиза Ш. из Коканда подружилась по Интернету с девушкой, которая назвала себя Марьям. «Она на протяжении нескольких месяцев уговаривала меня приехать в Сирию, — в конечном счете Азиза рассказала милиции Узбекистана. — Она говорила, что там много даже европеек, которые смогли устроить свою личную жизнь».

Некоторая часть денег на поездку Азизы поступила от сподвижников Марьям, сказала Азиза. Женщина, называвшая себя Лейлой, встретила Азизу и семерых других женщин в Турции. В группе из восьми женщин были девушки из четырех стран, в том числе Кыргызстана и Таджикистана, добавила она.

«Мы несколько дней жили в небольшом доме, — вспоминает Азиза. — Лейла сказала нам, что каждую неделю отправляет группу женщин в Сирию».

Ее путешествие подошло к концу, когда турецкая разведка арестовала всю группу в августе прошлого года. В апреле суд Узбекистана признал ее виновной в связях с терроризмом и приговорил к пяти годам лишения свободы.

Никто не уверен, сколько женщин из Центральной Азии побывали в Сирии и Ираке ради «любовного джихада», однако Дронзина дала «Средней Азии в Интернете» цифры по численности боевиков (мужчин и женщин) для каждой страны – около 600 из Узбекистана, 300 из Казахстана, 150 из Кыргызстана и 290 из Таджикистана. Половина казахстанцев – женщины, согласно оценкам властей.

Алишер Хусанов, аналитик Службы национальной безопасности (СНБ), подтвердил ее данные. «У нас есть сведения, что под знаменем ИГИЛ воюют около 650 граждан Узбекистана», — сказал он. По его словам, боевики стремятся завести себе жен несмотря на то, что состоят на родине в официальном браке, также предпочитая в новом браке соотечественниц.

Властям пока не известно, какое количество женщин из Узбекистана находится в Ираке и Сирии, говорит Хусанов.

Печальная судьба

Женщины, которые отправляются в зоны военных действий, вряд ли найдут семейное счастье, говорят аналитики. Чаще всего они едут туда в основном для оказания сексуальных услуг боевикам «Исламского государства», рассказали специалисты.

Вербовщики через Интернет обманывали узбекских женщин как за рубежом, так и в Узбекистане, сказала Дронзина, добавив, что они умело пользуются теми, кто пытается разобраться в своей жизни или даже в своей вере.

Молодые девушки без опыта и времени, чтобы разобраться со своей жизнью, наиболее уязвимы, утверждает психолог из Ташкента Елена Ким.

ИГИЛ отличается от других террористических движений в прошлом тем, что оно вербует не только боевиков, но и высококвалифицированных работников, говорит она. «ИГИЛ призывает их строить … «государство», — сказала Ким. — Они заявляют, что им нужны врачи, жены для «воинов Аллаха», строители, повара».

ИГИЛ для вербовки, в первую очередь, полагается на дешевые и широко доступные социальные медиа, считает Хусанов. Тем не менее, «заключение сделки» лично по-прежнему имеет важное значение, сказала Дронзина, даже если вербовка начинается в Интернете.

Профилактические меры

Правительства стран Центральной Азии, признавая, что экстремизм является проблемой во всем мире, в конечном счете требующей глобального решения, предпринимают крупные шаги для прекращения вербовки своих граждан.

Узбекистан, настороженный тем, что насилие над женщинами более вероятно в зонах военных действий, принял различные меры, которые распространяются на гражданок Узбекистана в возрасте до 35 лет, планирующих поехать за границу. Они должны пройти медицинское обследование и показать, что либо их мужья, либо родители (если они не состоят в браке) знают об их грядущей поездке. Соответствующие махалля (общинные объединения) должны одобрить зарубежные поездки каждой женщины.

Милиция проверяет информацию, которую каждая потенциальная путешественница дает о себе. Она также должна пройти интервью с главой районного визового отдела. Вся процедура занимает от 30 до 40 дней, прежде чем женщина в этой возрастной группе может получить выездную визу.

Однако одних только правил недостаточно. Специалисты подчеркивают необходимость проведения ознакомительных встреч.

Очень важно указать на искажения ислама, продвигаемые ИГИЛ, сказала Дронзина.

«ИГИЛ не может считаться мусульманской организацией, поскольку сама нарушает фундаментальные религиозные устои, совершая насилие над мусульманами», — сказал «Средней Азии в Интернете» сотрудник Ташкентского Исламского Университета Анвар Худояров.

Священнослужители указывают на распространяемую ИГИЛ ложь каждый день в своих проповедях, рассказал «Средней Азии в Интернете» священнослужитель из Ташкента Абдулла Ходжи.

Узбекское телевидение приняло вызов, показывая выступления выдающихся актеров и священнослужителей в различных программах о тяжелых испытаниях женщин, которые отправились в Сирию.

30 мая Государственное телевидение показало программу, которая, в первый раз за все время, рассказывала историю узбекских женщин, отправившихся в Сирию и Ирак. В ней описана тяжелая судьба девяти женщин, только одна из которых вернулась в Узбекистан.

Программа также описывала недавний случай Умиды Кадыровой, жительницы города Чирчик, которая руководила мнимой религиозной школой для 13- и 14-летних девочек, однако вместо обучения вере намеревалась отправить их в Сирию. Областной суд в феврале приговорил ее и ее соучастников к тюремному заключению сроком от семи до 14 лет.

Крайне важно выпускать больше подобных программ, чтобы воздействовать на общественное мнение, сказала Ким.

«Этот фильм произвел на меня сильное впечатление, — поделилась со «Средней Азией в Интернете» 18-летняя Зумрад Васитова, жительница города Ангрен Ташкентской области. — Я не знала всей ужасной правды об ИГИЛ».

«После демонстрации телепередачи мы собирали женщин и обсуждали этот фильм, — сказала Мухаббат Дустмухамедова, председатель женсовета махалли в Андижане. — Важно рассказать правду об ИГИЛ молодым женщинам, девушкам».

Шакар Саади, Central Asia Online

26.06.2015

Источник: 12news.uz