Аравийские монархии встали на путь ужесточения антитеррористических законов, что, связано либо с опасной радикализацией настроений в странах, либо является формальным жестом перед лицом мировой общественности.

В некоторых странах Персидского залива последний месяц зимы прошел под лозунгом антитеррористических предложений и законопроектов. Видимо, официальные власти обеспокоены тем, что бойцы из стран аравийских монархий уже более трех лет продолжают уезжать для участия в сирийской гражданской войне.

В начале февраля 2014 года король Саудовской Аравии Абдалла издал указ о наказании лишением свободы на срок от 3 до 20 лет граждан, принимающих участие в боевых конфликтах за пределами государства, а также присоединившихся к террористическим группировкам или оказывающих им какую-либо материальную поддержку или содействие.

Королевский указ появился с целью остановки потока сотен молодых саудовцев, направляющихся в Сирию. По опасениям властей, бывшие бойцы могут вернуться на родину с более радикальными взглядами и повернуть свое оружие против монархии.

Молодых саудовцев побуждают к участию в сирийском конфликте некоторые влиятельные саудовские духовные лица, придерживающиеся ультраконсервативной ваххабитской религиозной доктрины и рассматривающие конфликт в Сирии как войну между суннитским большинством страны и алавитами, прошиитским меньшинством, во главе с президентом Башаром Асадом.

Восстание против президента Б.Асада в Сирии, начавшееся с мирных демонстраций в марте 2011 года, превратилось в региональную войну. Суннитские иностранные бойцы прибыли в Сирию для поддержки повстанцев, а шиитские боевики – в основном из Ливана и Ирака – для помощи силам Б.Асада.

Интересно, что саудовские официальные лица и духовные лидеры выступают против участия сограждан в войне, тогда когда правительство страны является главным союзником повстанческих групп в Сирии и оказывает оппозиции усиленную поддержку и помощь.

Первый отклик новый саудовский антитеррористический закон нашел в Кувейте, где один из проправительственных депутатов Набиль аль-Фадл предложил внести аналогичный законопроект. Он заявил, что ситуации в Кувейте и Саудовской Аравии схожи, поэтому «наши законы также должны быть похожими».

Депутат предложил узаконить тюремное наказание сроком до 30 лет для кувейтских джихадистов, воюющих за границей, а также поддерживающих или содействующих экстремистским группировкам каким-либо образом. Законопроект, вероятно, будет принят парламентом, где доминируют проправительственные депутаты, а затем утвержден правительством и примет законную силу.

Вдобавок, член парламента Фадл считает, что саудовский королевский указ должен быть принят в качестве общего во всех странах ССАГПЗ (Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива): «Мы стремимся к интеграции в рамках ССАГПЗ, и это подразумевает подписание  общих законов в области безопасности и экономики», - говорится в общеарабском издании «Asharq Alawsat».

На днях, следуя примеру Саудовской Аравии и Кувейта, министерство внутренних дел Бахрейна также предостерегло своих граждан от присоединения к экстремистским бойцам за границей, - сообщило арабское издание «Al-watan al-arabi».

Министерство внутренних дел Бахрейна предложило внести поправку в антитеррористический закон, который на данный момент предполагает лишь максимальный пятилетний срок лишения свободы за участие граждан страны в боевых действиях за границей.

Кстати, в заявлении министерства не было уточнения, кого это касается – суннитских джихадистов или шиитских экстремистов, обвиняемых в связях с ливанским движением Хизбалла. Напомним, что Бахрейн находится в состоянии глубокого раскола после восстания шиитского большинства против суннитской монархии в 2011 году, которое было жестоко подавлено властями.

Таким образом, аравийские монархии встали на путь ужесточения антитеррористических законов, что, связано либо с опасной радикализацией настроений в странах, либо является формальным жестом перед лицом мировой общественности.

Лейсан Тимергалиева

27.02.2014

Источник: islam-today.ru