11 июня в Брюсселе, при посредничестве трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ, прошли переговоры глав МИДов Армении Эдварда Налбандяна и Азербайджана Эльмара Мамедъярова. Эксперты почти единодушно заранее объявили о том, что эта встреча обречена на провал. Прежде всего потому, что в этом формате не был представлен главный действующий участник — сама непризнанная Нагорно-Карабахская Республика.

Пока ни Азербайджан, ни Армения не хотят идти на уступки. Армения говорит, что вывод армянских войск из азербайджанских районов возможен только после признания Азербайджаном независимости Нагорного Карабаха. Азербайджан же требует обратный порядок: сначала вывод армянских войск — и лишь затем обсуждение будущего статуса Нагорного Карабаха. Естественно, никаких более-менее значимых договоренностей достигнуто не было и в этот раз. Единственное, о чем они договорились, это то, что следующая встреча глав пройдет в сентябре в Нью-Йорке.

Ситуация остается тупиковой. Такое положение дел длится почти три десятилетия, с тех пор как 20 февраля 1988 года Совет народных депутатов НКАО принял постановление о переходе Нагорно-Карабахской автономной области из состава Азербайджана в состав Армении. Возможно ли возобновление в регионе широкомасштабных боев, как это было в апреле 2016 года?

Почему США и Евросоюз заинтересованы в сохранении нынешней ситуации замороженного конфликта в НКАО? Они хотят использовать карабахский фактор как рычаг давления на Баку и Ереван? Почему Россия и Запад не допустят масштабной и затяжной войны за Карабах между Арменией и Азербайджаном? На эти вопросы в программе "Диалоги" ответили обозреватели "Правды.Ру" Айдын Мехтиев и Дмитрий Нерсесов.

— Как вы оцениваете этот переговорный процесс? Такое ощущение, что это просто формальность.

— Согласен. Действительно, идут переговоры о переговорах и ради переговоров. Сама проблема урегулирования в Карабахе, на мой взгляд, не имеет и не будет иметь решения при нынешней постановке вопроса. Ведь здесь проблема во взаимоотношениях не двух, а трех государств, если считать непризнанную Нагорно-Карабахскую республику отдельной стороной, которой она де-факто и является. Здесь совершенно явное противостояние нескольких принципов.

С одной стороны — право наций на самоопределение, с другой — принцип территориальной целостности государства. Оба эти принципа заложены в устав ОБСЕ и являются основополагающими для международной политики и международных отношений, их никто не имеет права трогать, переписывать. Но они абсолютно противоречат друг другу.

В условиях Карабаха это противоречие — полную несовместимость двух базовых принципов международных отношений — можно изучать как по учебнику. Также там накладывается принцип неприменения силы или угрозы силой в международных делах.

Именно с помощью этого третьего принципа между двумя первыми немного сглаживаются противоречия. Это дает некоторый положительный результат: да, полномасштабные военные столкновения отсутствуют, но ежедневно происходят перестрелки, нарушения режима прекращения огня. К великому сожалению, гибнут люди.

На прошлой неделе ожесточенность взаимных обстрелов повысилась, погиб ребенок. Применение третьего принципа, касающегося запрета на использование силы, всего лишь консервирует ситуацию, но абсолютно никак не разрешает противоречия. Поэтому, естественно, ни к какому прогрессу стороны в результате нынешней встречи в Брюсселе не пришли.

— В апреле 2016 года в Карабахе велась непродолжительная, но широкомасштабная война. Возможно ли ее повторение в ближайшем будущем? Или сверхдержавы не допустят?

— Многие эксперты и наблюдатели говорят, что повторение подобного сценария возможно. Надо учитывать, что для главных мировых игроков эта проблема второстепенная и третьестепенная.

Для России гораздо важнее проблемы, связанные с Украиной, с Сирией, а также вопросы выстраивания новых отношений со Штатами и с Западом. Без преодоления этих принципиальных проблем подходить к решению карабахского конфликта не имеет совершенно никакого смысла. Для Штатов Карабах — это третьестепенная проблема на другом конце света, им совершенно неинтересно, царит там мир или люди убивают друг друга.

— Получается, статус-кво устраивает всех, в том числе и участников конфликта, как бы они ни бряцали оружием. Возобновление войны никому не нужно.

— Безусловно. Бессмысленно добиваться каких-то результатов военным путем. Я уверен, что и азербайджанская, и армянская, и карабахская стороны прекрасно понимают, что широкомасштабная война опять закончится разрушением и гибелью тысяч людей.

Юрий Кондратьев

13.07.2017

Источник: pravda.ru