Эксперт по вопросам безопасности Владимир Погосян поделился с корреспондентом EADaily информацией о ситуации в зоне карабахского конфликта, а также своими оценками относительно текущих политических аспектов проблемы.

- Как вы прокомментируете заявление Министерства обороны Азербайджана об «одностороннем прекращении контрнаступления» в зоне карабахского конфликта?

- Давайте разберём. Во-первых, односторонней приостановки контрнаступления не бывает. Это даже звучит смешно.

С самого начала военной операции против Нагорного Карабаха, азербайджанская армия несет большие потери. На северном направлении Армия обороны НКР не только вернула свои позиции, но и продвинулась вперёд. На Мартакертском направлении, в районе Мадагиза и Тавуша, произошла не эвакуация азербайджанского населения, как заявляют в Баку, а паническое бегство.

Теперь самое важное. На южном направлении ВС Азербайджана удалось взять важную стратегическую высоту, и ВС НКР сейчас предпринимают действия с целью вернуть данную позицию. Руководство Азербайджана объявляет о прекращении огня с тем, чтобы сохранить за собой эту позицию. Это и есть главная цель так называемого «одностороннего прекращения контрнаступления», что не имеет ничего общего с миролюбием и призывами мирового сообщества.

Но могу точно сказать, что карабахцы не остановятся, пока не вернут эту позицию. Именно это заставляет Азербайджан говорить о прекращении боев. Они хотят сохранить эту высоту, чтобы показать своему населению хоть одно завоевание на фоне понесенных потерь.

- Какова роль Турции во всей этой ситуации?

- Посмотрите, президент Турции Реджеп Эрдоган говорит, что молится за Азербайджан и желает ей победы ценой малых потерь. Мы знаем, что в Генштабе ВС Азербайджана сидят турецкие военные. Турция использует Азербайджан в своих целях, а Ильхам Алиев — пешка на доске. Фактически, сегодня Азербайджан помогает отвлечь внимание международного сообщества от Турции, которая заигралась с террористами из ИГИЛ, искусственно направила поток беженцев в Европу, подготовила теракты в Париже, выставила ЕС ультиматум — вы мне деньги, а я подумаю, что делать дальше с беженцами.

Более того, Анкара втянула Баку в антироссийскую игру. И Ильхам Алиев, кажется, с удовольствием в нее втягивается. Сейчас террористы из ИГИЛ, бегущие из Сирии, могут оказаться в Азербайджане. Есть информация, что они уже там. Куда этот поток пойдёт дальше? Вариантов не много — Грузия, Россия, Иран.

Можно сказать, что Турция показала своё истинное лицо. Весь мир призывает стороны карабахского конфликта остановиться, а турецкие власти призывают Азербайджан воевать до победного конца. Только победой и не пахнет, а конец уже близок. Возьмём тот аспект, что Турция — член НАТО, но альянс молчит, как воды в рот набрал.

- ОБСЕ планирует обсудить ситуацию в зоне карабахского конфликта 5 апреля в Вене. Какие решения могут быть там приняты?

- Зачем вообще говорить об ОБСЕ, если Азербайджан игнорирует эту структуру? Вопрос, почему 5 апреля? Азербайджану дают несколько дней на боевые действия, чтобы создать новую ситуацию в зоне конфликта? Но тогда и Карабах получает возможность улучшить свои позиции. Понятно, что сейчас в рамках международных организаций выработана стратегия сохранения паритета. Но паритет в данном случае — это попустительство. Если нет адресного обращения, не указан виновник, то это молчаливое согласие на убийства. Непонятно только, зачем паритет нужен России? Ведь Турция открыто поддерживает своего «брата» и союзника — Азербайджан.

- Как действовать в такой ситуации Армении?

- Армении нужно выйти из переговорного процесса в формате МГ ОБСЕ и делегировать эту миссию Нагорно-Карабахской Республике. Это что получается, какое-то Косово признали, а Карабах — за бортом? У карабахцев больше прав на независимость, чем у всех остальных. Если в случае с Косово это право можно легко оспорить, то в случае с Карабахом — нет, ни политически, ни исторически. Руководство Армении в свое время совершило преступную ошибку, когда согласилось вести переговоры за НКР и без НКР, отстранив фактически республику от международного формата. Это превратило НКР из субъекта конфликта — в зону конфликта. Надо переиграть все это назад, текущие события это просто диктутуют — Баку должен вести переговоры со Степанакертом, а Армения гарантировать безопасность населения. Второе: Армения должна признать независимость НКР и добиваться его признания со стороны других государств.

- Почему такая реакция Европы, точнее ее отсутствие?

- Эти ребята так ничего и не поняли. Делают врагом Россию, а истинный враг у них под носом. Для Эрдогана терроризм это не только политика, это ещё и бизнес. Россия же несла пусть и не многочисленные потери, но несла их, ограждая Европу от террористов. Что в результате? Европейцы опять говорят о санкциях против России. Им мало своих жертв, а вы хотите, чтобы они думали о чужих? В ЕС политики уже не понимают, что происходит. Там начался период кретинизма.

Но мы трезво понимаем роль России в Сирии. А в Закавказье с международным терроризмом борятся Армения и Карабах. Армянские структуры по всему миру должны начать поддерживать все антитурецкие силы. Турция объявила войну Армении, Турция призывает Азербайджан драться до конца. Тем самым, Эрдоган приближает конец своей страны, и тащит за собой Азербайджан.

03.04.2016

Источник: eadaily.com