ВВС США нанесли первые авиаудары по «Исламскому государству» (ИГ) в Сирии с территории турецкой военно-воздушной базы Инджирлик. Об этом сообщил американский телеканал CBS со ссылкой на Пентагон. Анкара не делает секрета из того, что готовится к совместной с американцами операции против джихадистов, о чем ранее говорил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.

Бросаются в глаза важные нюансы. Министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем заявил: «Соединенные Штаты связались с нами до направления этой группы и сообщили, что ее цель — исключительно противостояние «Исламскому государству», а не сирийской армии». По его словам, Дамаск «на стороне любых усилий, направленных против ИГ, но это должно быть скоординировано и обсуждено с сирийским правительством», передает ТАСС. При этом Муаллем добавил, что «если такого согласования не было, то подобные действия будут означать нарушение суверенитета Сирии». Кстати, данное замечание касается не только Вашингтона, но и Анкары, которая также нанесла авиаудары по позициям джихадистов в Сирии, а глава правительства Турции Ахмет Давутоглу объявил, что «Дамаск об этом был заранее информирован».

Америка и Турция стали налаживать прямые негласные контакты с правительством Сирии, но по иранскому сценарию. До подписания Венских соглашений по иранской ядерной программе Вашингтон рассматривал возможность начала прямых переговоров с Тегераном по вопросу противодействия «Исламскому государству» в Ираке. Стороны публично не признавали факта координации своих действий, а Тегеран такие заявления квалифицировал как «часть ведущейся против него психологической войны Запада». Но теперь пунктирно формируется тактическая коалиция по линии Вашингтон Дамаск — Багдад — Тегеран при фактическом наземном военном присутствии Ирана в Ираке и в Сирии. Другую коалицию предложил глава МИД России Сергей Лавров в Катаре, заявляя, что для борьбы с ИГ следует создать новую международную коалицию с участием сирийской и иракской армий, а также курдов. Если Вашингтон почти официально поддерживает сирийских курдов, негласно сотрудничает с Дамаском, то он в корне должен изменить свои подходы к урегулированию сирийской проблемы и делать ставку на дипломатическое решение конфликта. «Когда США год назад объявляли о создании коалиции для борьбы с «Исламским государством» в Ираке и Сирии, в то время Вашингтон заручился согласием иракского правительства, но не стал спрашивать согласия Дамаска, — отметил Лавров. — Мы уже тогда подчеркнули нелегитимность и контрпродуктивность такого подхода, потому что он нарушает международное право в принципиальном плане. А в практическим плане все это создает препятствия для формирования единого фронта для борьбы с ИГ».

Проблема как раз состоит в том, что американцы пытаются создать в регионе «матрешку», упаковывая одну проблему в другую таким образом, чтобы в выстраиваемой новой коалиции по борьбе с джихадистами иметь возможность параллельно решать какие-то другие важные, но остающиеся пока на обочине геополитические проблемы. Авторитетное американское издание Foreign Policy считает, что «Вашингтон всего лишь пытается приспособиться к ситуации, определиться с методами ведения войны, исходя из характеров конфликтов». Так, втянув Турцию в борьбу с «Исламским государством», он не знает, где на самом деле в этой стране будет проходить «красная черта» в случае, если на турецкой территории развернутся боевые действия, которую США и их союзники по НАТО не переступят. Возможно, именно поэтому американцы, как это было в Северной Африке во время «арабской весны», выводят Анкару из игры через переосмысление отношений с Ираном.

Напомним, что в Дохе госсекретарь США Джон Керри провел переговоры с Сергеем Лавровым, а также состоялись их встречи с главами дипломатических ведомств арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), на которых обсуждалась ситуация в Сирии и Йемене. Вообще, в Доху можно было бы пригласить и Чавушоглу, хотя бы как участника сколоченной Саудовской Аравией в связи с йеменским кризисом так называемой суннитской коалиции. Но после подписания Каирской декларации стал складываться альянс между Каиром и Эр-Риядом, что активизирует на Ближнем Востоке наряду с иранским уже арабский, а не турецкий фактор. Место Турции в этой коалиции, похоже, занимает Египет, хотя стержневым элементом, вокруг которого сейчас развиваются события в регионе, вроде бы является ИГ.

Тем временем глава правительства РФ Дмитрий Медведев в интервью египетской газете «Аль-Ахрам» заявил, что «легитимность операций международной коалиции против террористической организации «Исламское государство» в Сирии и Ираке без санкции ООН вызывает сомнения», и что «недавние удары турецкой авиации в Ираке не могут не вызывать аналогичных вопросов». А секретарь Святого престола по отношениям с государствами, «министр иностранных дел Ватикана» архиепископ Пол Галлахер в беседе с итальянской LaStampa пояснил: «Россия играет очевидно важную роль на международной арене, и я думаю, что мы должны шагать вместе, а не порознь в совместном стремлении улучшить сегодняшний мир. Российская Федерация может содействовать стабилизации в Средиземноморье, как она способствовала достижению недавнего соглашения по ядерной проблеме Ирана». Важную роль Москвы в венских переговорах признает и президент США Барак Обама. Соответственно, за словами архиепископа стоит намек на возможность согласования между российскими и американскими дипломатами представлений о том, каким образом должна формироваться новая коалиция против джихадистов, состав ее участников и сам принцип разделения стран и сил.

Восточная редакция REGNUM

07.08.2015

Источник: REGNUM