США не исключают применение силы против Ирана даже после подписания соглашения. Как заявил 20 июля журналистам министр обороны США Эштон Картер, если Соединенные Штаты должны будут предотвратить создание Ираном ядерного оружия, то они не исключают возможность применения мер военного характера, а договоренность с Ираном по атому оставляет такую возможность открытой.

— Одним из показателей того, что это соглашение (по иранской ядерной программе) хорошее, является то, что оно никак не предусматривает, что применение военной силы исключено, — сказал глава Пентагона накануне отлета в ближневосточное турне.

Картер добавил, что планы мер военного характера, которые могут быть приняты против Тегерана, «сохраняются и постоянно совершенствуются».

Напомним, соглашение по атомной программе Ирана было подписано 14 июля в Вене. Оно подразумевает ряд ограничений, которые Иран накладывает на свои ядерные исследования, а также отмену международных санкций против этой страны. Однако 17 июля высокопоставленный иранский аятолла Мухаммед Али Мовахеди Кермани назвал требования западных держав в отношении ядерной программы Исламской Республики чрезмерными, а также заявил, что некоторые из стран, подписавших соглашение по атому, не заслуживают доверия.

Отметим, что первую остановку в рамках визитов в страны Ближнего Востока американский министр сделает в Израиле, где проведет переговоры со своим израильским коллегой Моше Яалоном, а также встретится с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, назвавшим договоренности по иранскому атому «исторической ошибкой». В дальнейшем Картер посетит Саудовскую Аравию, которая также озабочена возможностью усиления Ирана в свете достигнутых договоренностей по атому, чтобы убедить арабских партнеров в готовности Вашингтона к защите их безопасности, а также для укрепления американских позиций в регионе.

Как заметил сам Картер, «в связи с потенциальной агрессией и темной деятельностью» на Ближнем Востоке со стороны Ирана, а также для борьбы с террористической деятельностью «Исламского государства» США «ищут пути усиления своего присутствия» на Ближнем Востоке.

Напомним, 17 июля СМИ сообщили о том, что бывший специальный советник президента США Барака Обамы по Ираку дипломат Деннис Росс вызван в Вашингтон для консультаций относительно возможных поставок Израилю бомбардировщиков Б-52 в качестве силы сдерживания на случай, если Иран выйдет из соглашения по своему атомному проекту. Напомним, два месяца назад Вашингтона объявил о заключении сделки на 1,9 млрд. долларов на поставку в Израиль ракет и снарядов, в том числе противобункерного оружия. В то же время, как отмечают эксперты, новейшая из имеющихся на вооружении американской армии «бункеробойная» бомба в договоре упомянута не была. Как заявил Росс, в ближайшее время израильские пилоты могут начать тренировки в США для знакомства с американской техникой.

Понятно, что после подписания соглашения и закрытия иранского ядерного досье сразу мир и согласие не наступят. Предстоит еще много чего сделать, чтобы американцы достигли своей цели — демонтировать значительную часть ядерной программы Тегерана. Как говорит директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров, в этом смысле заявление главы военного ведомства США логично, мол, если что — дадим по шапке.

— Глава Пентагона в рамках своего ближневосточного турне посетит Израиль, Саудовскую Аравию и Иорданию, ведь Картер должен успокоить своих союзников, мол, ребята, не думайте, что иранцы стали нам теперь дороже, чем вы. В конечном счете, понятно, что американцы хотят стать монополистами на Ближнем Востоке и регулировать всю систему, использую такие центры силы, как Израиль, Саудовская Аравия, Иран и т. д.

Теперь что касается непосредственно военных мер. Теоретически о сухопутной операции против Тегерана не может быть и речи. Для оккупации такой страны как Иран потребуется миллионный контингент солдат. То есть такая операция должна превзойти иракскую и афганскую кампании вместе взятые. Почему? Потому что Иран имеет очень большую территорию, его население — около 80 миллионов человек.

Кроме того, что в Иране сосуществуют армия и Корпус стражей исламской революции (КСИР), которые имеют свои сухопутные войска, ВВС и ВМС, там есть «Басидж» — народное ополчение, которое превратилось чуть ли не в один из видов вооруженных сил КСИР. Кстати, командующий «Басидж» непосредственно подчиняется главкому КСИР и через него в оперативном отношении начальнику Генштаба ВС ИРИ и верховному главнокомандующему.

В настоящий момент системой «Басидж» охвачено около 12 миллионов человек, из них несколько сотен тысяч — кадровые солдаты. Мобилизационные добровольческие отряды разбросаны по всей территории страны, они периодически проходят боевую подготовку. Таким образом, в случае необходимости одни только эти отряды могут развернуть широкомасштабную партизанскую войну со всеми вытекающими последствиями для американцев и их союзников.

У американцев в районе Персидского залива сосредоточено огромное количество различного рода вооружения. Они имеют серьезное военное присутствие во всех странах Аравийского полуострова. К примеру, 25 процентов территории Бахрейна составляют военные объекты США. Таким образом, американцы теоретически могут нанести массированный ракетно-бомбовый удар по территории Ирана. Понятно, что это отбросит иранцев от ядерной программы на 10−15 лет, однако после Тегеран начнет делать атомное оружие открыто, уже никого не стесняясь. Поэтому грамотный военный план Штатов, скорее всего, может носить комбинированный характер.

«СП»: — Где дестабилизирующей силой будут также выступать национальные меньшинства на территории Ирана?

— Да. Наличие национальных меньшинств всегда было слабым местом Ирана. Среди них есть и те, кто придерживается довольно радикальных взглядов. Наиболее опасные на сегодняшний день — это белуджские анклавы и суннитская организация «Джундалла», состоящая из белуджей. Несмотря на арест и казнь братьев Риги, организация не прекратила существование и может действовать как с территории Пакистана, так и с территории Афганистана, где американцы имеют соответствующее влияние.

Кроме того, упор может быть сделан также и на курдов. Сейчас активизировалась «Демократической партии Иранского Курдистана», которая, как говорят иранцы, пользуется поддержкой некоторых сил на территории Иракского Курдистана, пытаясь активизировать повстанческую деятельность на территории Иранского Курдистана, в том числе в административном центре шахрестана Мехабад.

Кроме того, для комбинированного воздействия на Иран не надо оккупировать всю территорию страны. Достаточно просто занять прибрежную территорию, перекрыв выход к Персидскому заливу, то есть создав блокаду.

«СП»: — А использование ИГ в качестве инструмента непосредственно внутри Ирана? В среде экспертов можно встретить мнения о том, что такая инфильтрация боевиков возможна.

— 90 процентов населения Ирана — шииты, поэтому там возможности ИГ ограничены. Однако та же «Джундалла» по структуре мало чем отличается от ИГ. Поэтому против Ирана внутри этой страны можно использовать, так сказать, только племенные волнения против Тегерана.

«СП»: — США намерены усилить военное сотрудничество с Израилем…

— Без американцев Израиль никогда не решится на военную операцию против Ирана, ведь в таком случае иранцы не будут молчать. А если основная израильская система противоракетной обороны «Железный купол» («Кипат Барзель») во время операции в Газе в действительности преодолевалась даже неуправляемыми реактивными снарядами, то представьте какой урон будет нанесен Хайфе и Тель-Авиву, если они будут атакованы ракетами класса «Шехаб». Что касается США, то максимум, что могут сделать иранцы — это разрушить их инфраструктуру в районе Персидского залива, почистить остатки американского влияния в Ираке и Афганистане, ну или провести ряд терактов на территории Соединенных Штатов.

Однако я сомневаюсь, что Штаты могут решиться на такие меры, потому что там сильно заинтересованы в том, чтобы достигнутое в Вене соглашение выполнялось. В таком случае через 10 лет американцы еще сильнее смогут усилить свои позиции на Ближнем Востоке, контролируя все центры силы и получив доступ к огромному иранскому рынку, прежде всего нефтегазовому.

Член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук Константин Сивков говорит, что война против Ирана потенциально возможна, однако это потребует создания мощнейшей ударной группировки. Уничтожить хорошо защищенные объекты ядерного комплекса без крупномасштабной военной кампании невозможно.

— Для этого нужно создавать военно-стратегический плацдарм, сколачивать коалицию государств, группировку авиации, сухопутных войск и флота — все достаточно долго, нудно и скучно. Скажем, для атаки на Ирак в 2003 году потребовалось несколько миллионов тонн запасов, а для войны с Ираном их потребуется еще больше. Придется активно задействовать авианосцы, палубную авиацию. Однако возможности ПВО Ирана несравнимы с возможности ПВО того же Ирака в 2003 году, а значит — возможны крупные потери.

Антон Мардасов

20.07.2015

Источник: svpressa.ru