Мировое сообщество стало заложником шантажа со стороны США и его западных союзников радикальными исламистами из Исламского государства. На Западе активно создается образ носителя исламской религии, как невежественного разрушителя исторических памятников и осуществляющих бесчеловечные убийства. Но кто стоит за ИГ, от которого открещиваются даже руководители исламских государств.

Предпосылками нового толчка для движения Исламского государства стала возникшая ситуация на Аравийском полуострове после вторжения США и его союзников в Ирак. Свергнув режим Саддама Хусейна в Ираке, США неожиданно для себя получила ситуацию с укреплением в регионе позиций своего «заклятого врага» Ирана. Пришедшее к власти в Ираке правительство шиитского большинства населения, сменившее правление меньшинства суннитов С.Хусейна, стала «головной болью» главных союзников США на Аравийском полуострове - Катара и Саудовской Аравии.

Необходимость срочного восстановления «статус-кво» в регионе привело к созданию ИГ, ударной силой которого стали военные кадры бывшего диктатора С.Хусейна. И спецслужбы ведущих западных стран и «монархии» Катара и Саудовской Аравии могут гордиться созданной структурой ИГ, которое в короткий срок смогло завоевать значительные территории в Сирии и Ираке. Основным противников ИГ в регионе стал Иран, который не скрывает своей поддержки шиитскому руководству Ирака, а также находящему у власти Сирии президенту Башару Асаду.

Иранский противовес

Для «монархий» арабских стран главной угрозой их стабильности остается Исламская Республика Иран, а не боевики ИГ. Для арабских шейхов остается «дурным сном» прошедшая исламская революция1979 года в Иране, входе которой был свергнут шахиншах Реза Пехлеви. Для населения стран Аравийского полуострова психология социального равенства Ирана - главная боязнь арабских монархий. Кроме того, шиитский Иран представляет угрозу стабильности монархиям арабских стран, где во главе находятся сунниты. И речь идет не только о Бахрейне, где во главе государства суннитское меньшинство, которому удалось подавить волнения лишь за счет вооруженных сил Саудовской Аравии, но и о самих ведущих суннитских государствах, где волнение шиитов может привести к расколу ряда государств.

Кстати, ряд европейских стран открыто выступили с обвинением в адрес Катара в оказании на первом этапе финансовой помощи боевикам ИГ. Впрочем, властям Дохи без западных спецслужб вряд ли в одиночку в столь короткий срок удалось бы создать столь высокоорганизованную структуру. По замыслу создателей ИГ на первом этапе было установление правления со стороны радикальных исламистов Исламского государства на территории Ирака и Сирии. В дальнейшем боевики ИГ должны были нанести удар по Исламской Республике Иран.

Конечно, официальный Тегеран не дремлет, и спецслужбы Ирана предпринимают активные шаги по развалу ИГ. Позицию Ирана в отношении ИГ в азербайджанских СМИ высказал посол Исламской Республики Ирана в Азербайджанской Республике Мохсун Пак Айин. «Иран считает ИГ террористической организацией, и, согласно имеющимся у нас сведениям разведки, лица, руководящие ИГ – европейцы. Они обучались в Европе. Некоторые из них даже не являются мусульманами, они просто террористы. Мы считаем, что в конечном итоге Запад станет жертвой созданных собственными руками террористических организаций. Эта угроза поджидает их самих», отметил посол.

Сегодня руководство Ирана уже открыто заявляет, что именно благодаря его усилиям ИГ не смогло захватить столицу Ирака – Багдад, а также свергнуть президента Сирии Башара Асада. Несмотря на успех Ирана в борьбе с боевиками ИГ, власти США официально заявили, что руководство Тегерана не является их союзником в борьбе против ИГ. Но пока рано праздновать победу над боевиками ИГ, пока идут финансовые потоки. И в скором времени не стоит исключать новых широкомасштабных наступлений боевиков ИГ не только в Сирии и Ираке, но и в Афганистане с выходом на рубежи государств Центральной Азии.

США и их западные союзники виновны в том, что ИГ весьма успешно может пополнять свои финансовые ресурсы. Именно санкции США в отношении Ирана в финансовом секторе, привнесли в торговлю с нефтью различные схемы расчетов вне банковских операций, которые затрудняют прослеживать финансовые потоки идущие для террористических организаций.

Турция главный покупатель энергоресурсов

США неоднократно выдвигало официальной Анкаре претензии в вопросе приобретения нефти и природного газа у Ирана, в обход санкциям. Речь шла о различных схемах оплаты за поставки иранских энергоносителей посредством исламских банков, оплаты золотом и т.д. В последнее время, высокопоставленные чиновники из США уже выдвигают обвинения в адрес руководства Турции о проводимых операциях по приобретению нефти у представителей ИГ. Понятно, что руководство ИГ в первую очередь предпринимает усилия по реализации нефти в близлежащие страны.

Не стоит забывать, что бизнес в Турции, как и во многих странах, прерогатива частного сектора, и поэтому речь не идет о государственных закупках. В этой связи, трудно обнаружить «следы» нефти принадлежащей ИГ, которая приобретается турецкими деловыми кругами, так как она может неоднократно перекупаться. Разумеется, и опыт приобретения иранских энергоносителей для определенных деловых кругов Турции стал весьма хорошим опытом в приобретении нефти ИГ. Тем более, что нефть с захваченных нефтяных месторождений реализуется сравнительно по низкой цене в сравнение с ценами на мировых биржах.

Захват боевиками нефтяных месторождений и заводов не означает одномоментное убийство всех менеджеров данных предприятий. Во главе ИГ находятся не только профессиональные военные кадры, но и высококвалифицированные финансовые менеджеры, имеющие соответствующие деловые связи в различных уголках мира.

При этом необязательно, что данные месторождения в Ираке и Сирии находятся непосредственно под контролем вооруженных формирований ИГ. Речь идет о том, что немало деловых кругов, имеющих свой бизнес на так называемых «сочувствующих» территориях, платят своеобразную дань властям ИГ. Таким образом, в Турцию может транспортироваться нефть, перекупленная у ИГ со стороны курдских предпринимателей, имеющих сильные позиции, как в Ираке, так и в Турции.

Конечно под подозрением США не только Турция, но многие страны импортеры нефти, которые фрахтуют танкера для приобретения нефти в столь нестабильном регионе. На сложность в определении, чья нефть добывается и реализуется, говорит факт отсутствия единого хозяина нефти в Ираке. В частности, в Ираке нефть добывается со стороны официальной власти - шиитским правительством Багдада, региональным правительством Курдистана, а также боевиками ИГ.

По некоторым оценкам ежедневная выручка руководителей ИГ достигает до 2 млн. долларов. Впрочем, в связи с началом воздушных налетов США и международной коалиции против боевиков ИГ, резко снижаются объемы экспорта нефти у руководителей радикальных исламистов. Впрочем, отнюдь ни нефть является главным источником финансовых поступлений у ИГ.

«Грязные» деньги

Впрочем, ИГ наряду с доходами от контрабанды нефти и налогообложения деловых кругов на захваченных и «сочувствующих» территориях, имеет доходы от «грязных» денег.

Речь идет о грабежах со стороны боевиков ИГ банков в крупных городах Ирака и Сирии, выкупах полученных от заложников, продажи людей и т.д.. Цивилизованный мир потрясен созданной руководством ИГ в 21 веке системы обогащения посредством грабежей и продажи людей, в первую очередь женщин.

Но это еще не полный список обогащений ИГ за счет пороков современного общества. В ходе прошедшего 6 марта 2015 г. брифинга в Федеральной Службе по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации (ФСКН), директор службы Виктор Иванов заявил, что ежегодная прибыль ИГ от наркотиков достигает до миллиарда долларов. Речь идет о транзитных поставках афганского героина в Европу через Ирак и Сирию. Также, перевалка афганского героина через Аденский залив на Африканский континент, в частности в Эфиопию, Эритрею, Сомали, Кению и Танзанию.

По мнению представителей ФСКН России организованный масштабный транзит афганского героина и баснословные доходы за счет обеспечения половины всего объема поставляемого в Европу героина и в некоторые страны Африки, является важным источником возобновляемой финансовой базы функционирования ИГ.

В том, что ИГ все активно проникает в африканские страны, единство которых США и его союзниками было подорвано после вторжения в Ливию, создало благоприятные условия для активизации деятельности радикальных исламистов во многих африканских странах.

Несмотря на нарушение всех мыслимых демократических прав, США и его союзники не слишком спешат разделаться с руководством ИГ. В отличие от Ирака, не созданы «карты» с изображением руководителей ИГ, которые подлежат как минимум изоляции от общества. Создается впечатление, что воздушные налеты США и международной коалиции лишь видимость борьбы с руководством ИГ. Вызывает удивление факт практически отстраненности руководства Турции от активных шагов в борьбе с руководством ИГ.

Курдская проблема

В последнее время, именно Турция стала объектом жесткой критики со стороны руководителей европейских стран и правозащитных организацией, как страны создавшей весьма комфортные условия для переброски экстремистов в лагеря ИГ в Сирии.

Весьма большой резонанс в мире получил переход трех несовершеннолетних девочек из Великобритании через территорию Турции в лагерь экстремистов ИГ. Официальная Анкара лишь «развела руками», что сигнал со стороны Великобритании поступил слишком поздно, чтобы предотвратить столь необдуманной поступок со стороны британских школьниц.

По мнению западных стран при попустительстве президента Турции Реджепа Тайип Эрдогана боевики ИГ создали на территории данной страны разветвленную сеть оказывающую содействие лицам желающим воевать в Сирии. Разумеется, официальная Анкара всячески отвергает обвинения в свой адрес в поддержке ИГ.

Руководство Турции оказалось в непростой ситуации. На протяжении длительного периода времени турецкие спецслужбы весьма благосклонно относились к потоку лиц готовых воевать в качестве повстанцев на стороне оппозиции в Сирии против Башара Асада. Но ирония судьбы сложилась в том, что большинство сторонников вооруженной оппозиции, в скором времени перешли на сторону ИГ, предприняв активное участие во вторжении в Ирак.

Сейчас официальные власти Турции предпринимают меры, чтобы снизить поток граждан из различных стран, желающих перейти сирийско-турецкую границу, и депортирует их обратно. Речь идет о гражданах различных европейских и азиатских стран, стремящихся влиться в ряды ИГ. Но как отметил премьер-министр Турции Ахмет Давудоглу остановить поток иностранцев в Сирию практически невозможно, так как турецкие власти не могут во всех приезжающих в страну видеть потенциальных экстремистов.

Впрочем, власти Турции явно не горят желанием предпринять активные шаги против ИГ. Официальная Анкара продолжает отказываться предоставлять свои военные базы для США и международной коалиции для нанесения авиаударов по позициям экстремистов из ИГ. И в данном случае, речь не идет о том, что руководство Эрдогана не хочет в ответ получить от экстремистов ИГ убийство турецких граждан, и резкое обострение на турецко-сирийской границе или на турецко-иракской границе. Официальной Анкаре весьма выгодно ослабление позиций курдов, которые несут значительные военные потери в столкновениях с боевиками ИГ в Ираке и Сирии.

Президент Турции Эрдоган предпринимает все политические усилия, чтобы отодвинуть официальное признание де-факто состоявшегося государства курдов на севере Ирака. Отметим, что самым худшим вариантом может стать создание государства курдов с охватом северных территорий Ирака и Сирии, тем самым подогревая настроения сепаратизма непосредственно юго-восточных вилайетов Турции. Тем самым, официальная Анкара боится, что Рабочая партия Курдистана может получить «второе дыхание» и развернуть более масштабные военные действия на территории Турции с целью создания государства Курдистан.

Выходцы из постсоветского пространства

Точное количество вооруженных боевиков ставших под флагом ИГ трудно определить, так как не приходится говорить о жестко структурированной армии боевиков. По данным Центрального разведывательного управления США костяк вооруженных формирований ИГ достигает 30 тыс. боевиков. Некоторые эксперты считают, что США специально занижают численный состав боевиков ИГ, и количество вооруженных лиц превышает 100 тыс. боевиков, из которых более 20 тыс. интернациональные бригады из западных стран и постсоветских государств.

По разным оценкам количество вступивших в ряды ИГ из постсоветских стран может достигать до 6 тысяч боевиков. Более двух тысяч боевиков приходится на выходцев из России, при этом значительное количество составляют жители Северного Кавказа. Стоит отметить, что на особом счету у руководителей ИГ «закаленные» в военных действиях на Кавказе чеченские боевики, которые нередко являются непосредственно командирами боевых групп.

По некоторым данным в высшем руководстве ИГ в Сирии значится Абу Умар Шишани (грузинский чеченец Таркан Батарашвили), который в 2011 году в Турции создал Армию эмигрантов преимущественно из чеченцев. В дальнейшем данная

Организация, как и многие разрозненные террористические группы, влилась в структуру ИГ.

По размещенным в сети интернета различным видеороликам среди боевиков ИГ можно определить выходцев из Азербайджана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, количество которых может достигать свыше 4 тыс. боевиков.

В последнее время спецслужбы постсоветских стран предпринимают активные шаги по выявлению каналов по перевалке в Сирию и Ирак радикально настроенных молодых людей для участия в военных действиях на стороне ИГ. В частности, в Азербайджане в последнее время стало заметно меньше сообщений об участии азербайджанцев в боевых действиях в Сирии и Ираке. В тоже время, сотрудниками Министерства национальной безопасности проводились меры по задержанию лиц, которые возвращаются в страну, после участия в военных действиях в составе ИГ.

В частности, при задержании сотрудниками МНБ 26 граждан Азербайджана принимавших участие в боевых действиях на стороне ИГ, выяснились маршруты передвижения и лица, которые содействовали пересылки радикально настроенных азербайджанцев в Сирию и Ирак. Задержанный сотрудниками МНБ Эльшан Гурбанлы отметил, что в мае 2014 года отправился в Турцию с целью вступить в состав вооруженных формирований ИГ действующих на территории Сирии и Ирака. По его словам, в Турции его встретил человек по прозвищу «Абу-Бакр», который содействовал переходу на территорию Сирии. После прохождения радикальной религиозной и военной подготовки в сирийском городе Ракка, объявленной столицей ИГ, Э.Гурбанды вступил в состав незаконной вооруженной группировки «Азери Джамааты», возглавляемой эмиром по прозвищу «Хаттаб».

Подарок ИГ

Очередным подарком для руководителей ИГ станет новый виток противостояния на Аравийском полуострове, связанный с нанесением авиаударов со стороны Саудовской Аравии 25 марта 2015 года по Йемену, с целью поддержать свергнутого шиитами повстанцами - хуситов экс-президента Абд Раббу Мансура Хади. Отметим, что военные действия Саудовской Аравии уже поддержали Кувейт, Бахрейн, Катар, Иордания. Судан, Египет, Турция, Пакистан и США, заявив о политической поддержке.

Разумеется, Иран выступил с весьма жесткой критикой в связи с последними событиями на Аравийском полуострове, назвав удар авиации Саудовской Аравии как нарушение суверенитета государства Йемен, а также норм устава ООН. Практически, поддержало позицию Ирана и руководство России, заявив, что вооруженным путем нельзя добиться решения проблемы Йемена, призвав все стороны остановить военное противоборство.

Начало военных действий против Йемена и шиитов - хуситов, «подлило масло в огонь» в регионе, дав передышку боевикам ИГ. Понятно, что спецслужбы Ирана предпримут все возможные шаги, чтобы не дать вооруженным силам Саудовской Аравии и их союзникам добиться успеха в Йемене. Но главное мировое сообщество переключит частично свое внимания к событиям в Йемене, тем самым дав ИГ возможность перегруппировать свои силы и усилить свое влияние в странах Африки и в Афганистане с выходом к границам государств Центральной Азии.

Разжигание нового «очага» не только распылит силы США и международной коалиции против ИГ, но в очередной раз усилит роль Ирана как защитника шиитов – мусульман. Арабские монархии выпускают «джина из бутылки», который в конечном итоге может привести к падению их правления, посредством исламских революций.

Новые потоки беженцев из стран Азии и Африки хлынут в европейские страны, и с ними усилятся радикальные настроения уже среди населения в странах Европейского Союза, и националистические силы могут прийти к власти во многих европейских странах.

США, странам Евросоюза и России необходимо остановить волну насилия на Ближнем Востоке, приложив совместные усилия по ликвидации руководителей ИГ. В противном случае, боевики ИГ в Сирии, Ираке, Ливии в скором времени будут все чаще стрелять на улицах самих ведущих и процветающих стран мира. 

Фуад Ализаде

  • 08.04.2015
  • Источник: polit-asia.kz