Ну кто бы мог подумать? Хотя, вообще говоря, с давних времен известно, что самый болезненный удар тебе нанесет друг. Враг тебя врасплох не застанет, а с другом ты расслабишься, и вот, пожалуйста – нож в спину.

Я имею в виду заявление сирийского министра иностранных дел Валида Муаллема о том, что Сирия поддерживает удары американской авиации по «Исламскому государству» на своей территории. Собственно, это только подтверждает позицию, высказанную на днях сирийским официозом «Аль-Ватан» (я упоминал об этом в прошлом посте): «Вашингтон и его союзники в одном окопе с сирийской армией». Но все-таки – одно дело газета, а другое дело – сама власть.

Сколько громких слов было сказано нашими дипломатами о том, что нельзя без разрешения суверенного государства вести на его территории военные операции! Сколько убедительнейших доказательств было приведено в пользу той версии, что американцы сами создали «Исламское государство» с целью получить предлог для бомбежки Сирии и свержения Асада! И вот – такой пассаж …

Сирийская власть, ради спасения которой чего только Россия не делала – и одно вето за другим на резолюции Совета Безопасности ООН накладывала, и хитрым маневром с химическим оружием американские бомбежки предотвратила – эта самая асадовская власть, все забыв, вероломно вступает в альянс с Америкой. Ну чему после этого вообще можно верить, спрашивается?

Я думаю, правда, что как раз наши дипломаты огорчены, но не слишком изумлены, они-то все предвидели. Я о них хорошего мнения, у нас всегда была прекрасная школа арабистики, и иллюзий по поводу режима Асада у них быть не могло. Ясно, что на шкале его приоритетов главное – уничтожить ИС, «Исламское государство», от которого для него исходит смертельная опасность. Другое дело, что совсем недавно Дамаск и с ИГ, тогда еще называвшимся ИГИЛ, вел двойную игру: и нефть у джихадистов покупал по демпинговым ценам, и снабжал их информацией о деятельности других оппозиционных группировок. Но это в порядке вещей, кто в этом регионе не ведет двойную игру? Американцы вот тоже, как сейчас выясняется, делая вид, что прилагают усилия для борьбы с Асадом, на самом деле помогали ему уже давно. А делалось это так: американские беспилотники, облетая Сирию, засекали расположение оппозиционных группировок (не всех, конечно, а экстремистских, джихадистских) и передавали данные в Багдад, а иракское шиитское правительство, всегда бывшее лояльным по отношению к правящим в Сирии алавитам (близким в религиозном плане к шиитам) отправляло информацию в Дамаск. Это тоже понять можно, ведь ИГ– такой же смертельный враг для США, как и для Асада.

Только совсем не смыслящие в ближневосточных делах люди или же сознательные фальсификаторы (наши СМИ до краев переполнены и теми и другими) продолжают утверждать, что Америка создала ИГ. Еще десять лет тому назад именно бойцы этой группировки (тогда называвшейся «Аль-Каида в Ираке») были главными врагами американских оккупантов. Вот статистика: из каждых д е с я т и американских солдат, убитых в Ираке, с е м ь пали от рук суннитских боевиков, в значительной части джихадистов, впоследствии нахлынувших в Сирию и уже там прославившихся своими зверствами. Конечно, вся эта публика « вышла из шинели» бен Ладена, поддерживавшегося Америкой, но он-то появился в Афганистане и создал «Аль-Каиду» из числа арабских добровольцев-исламистов только после того, как был объявлен джихад, война против «неверных» (каковыми были советские войска, посланные Политбюро ЦК КПСС).

Еще в 1997 г. бен Ладен призвал своих сторонников убивать американцев где только можно, по всему миру. И взгляды свои эти фанатичные, безжалостные и бесстрашные люди не изменят. Что ж удивляться тому, что у США и режима Башара Асада интересы совпали. Те, кто следят за американскими СМИ и за дебатами вашингтонских политологов, давно поняли, что для США Асад уже отошел на задний план и особого зла от него никто не ожидает. Естественно, Обама не признается в том, что глупо себя вел три года тому назад, уравняв Асада с Каддафи, но сейчас несравненно важнее разгромить исламистов.

Все это прекрасно понимают и в Дамаске (отсюда заявление министра) и у нас на Смоленской площади. А вот наши СМИ… Сколько воплей было исторгнуто из груди телевизионных горлопанов, депутатов Госдумы, комментаторов, аналитиков, экспертов и профессоров! Изредка поглядываю на то, что творится на этих сборищах, которые я называю болван шоу. Поймал тут, например, как-то недавно «Право голоса» на ТВЦ, ближневосточный сюжет: кого же позвал ведущий? Девять десятых выступавших, чувствуется, понятия не имеют ни об исламе и исламистах, ни об арабском мире; спросить их о разнице между суннитами и шиитами, сулафитами и джихадистами – сплошной смех будет! Правда, было два-три настоящих эксперта, которые знают и понимают абсолютно все, но впечатление было такое, что и у них в голове все время была мысль: не забыть бы бросить свой комок грязи в Америку, а то еще выпадешь из гнезда…

Если же говорить о том, что делается на поле боя, то все очевиднее становится одно: американские воздушные удары преградили джихадистам ИГ путь в Курдистан и на Багдад, но не повлияли сколько-нибудь серьезно на способность ИГ наносить чувствительные удары в различных направлениях. Так, сейчас, после панического бегства почти 200 тысяч сирийских курдов (почти все они мирные жители, крестьяне) в Турцию, исламисты успешно продвигаются, постепенно овладевая всей территорией вдоль сирийско-турецкой границы. Тревогу вызывает и перспектива вторжения ИГ в Иорданию, где их, вне всякого сомнения, с восторгом встретят многочисленные местные исламисты. И вообще уже видно, что широкие суннитские массы на Арабском Востоке видят в ИГ не душегубов, а реальных, пламенных борцов за дело ислама. И это ставит перед США жуткую проблему: с одной стороны надо вырезать злокачественную опухоль, с другой стороны ударов с воздуха для этого недостаточно, а сухопутную интервенцию не допустит собственная общественность, значит надо будет пустить в ход региональные, т.е. арабские войска, с третьей стороны это могут быть только войска суннитские на 90 %, нереально ожидать от них энтузиазма в войне с суннитскими же боевиками, с четвертой стороны, если обратиться к помощи Ирана, это будет выглядеть как большой шиитский атисуннитский фронт и восстановит арабские массы против США и стран Залива. Вот настоящая головоломка.

Фамилия сирийского министра иностранных дел – Муаллем – означает по-арабски «учитель». Своим заявлением он действительно учит, что все попытки упрощенного объяснения того, что творится на Ближнем Востоке, приводят к одному: останешься в дураках.

Георгий Мирский

30.09.2014

Источник: echo.msk.ru

Мнение: "Мирский хорошо рассуждает о сложных многоуровневых играх на Востоке и о том, что с восточными людьми никогда нельзя расслабляться – обхитрят. По этому поводу еще про афганцев при президенте Дауде была поговорка "раскуривают америанские сигареты русским спичками". Классика старой школы времен "холодной войны". Жаль, что не все, кто изучает международные отношения на постсоветском пространстве, с этой классикой знакомы. Было бы меньше наивности при разговорах об интеграции и прочем. Кстати, и Украина и проч. - абсолютно в той же парадигме".