Премьер-министр Ливии Абдулла аль-Тинни обвинил Катар в поставке крупной партии вооружений исламистам, действующим на территории страны. По данным ливийских властей, радикалы на днях получили от Дохи три самолета с оружием. Такие действия Катара наверняка не вызовут восторга у руководства Саудовской Аравии, которое упорно добивается от амбициозного соседа прекращения поддержки "опасных экстремистов", угрожающих не только Ливии, Египту, Тунису, но и самим монархиям Персидского залива.

Премьер аль-Тинни заявил в интервью телеканалу Sky News, что Доха направила три самолета с оружием и боеприпасами в аэропорт Триполи, с конца августа находящийся под контролем боевиков "Ансар аш-Шариа", "Мисуратских орлов", "Братьев-мусульман" и других группировок, воюющих с центральными властями Ливии.

"Мы предостерегаем Катар от вмешательства во внутренние дела нашей страны",— заявил господин аль-Тинни, пригрозив Дохе разрывом дипотношений. По словам ливийского премьера, конечная цель боевиков — при поддержке Дохи отдать страну под полный контроль движения "Братья-мусульмане".

Правящая династия Катара на эти обвинения пока не отреагировала, однако подобные упреки крайне нежелательны для нее, так как грозят вызвать очередной кризис в отношениях с соседними государствами Персидского залива. В марте Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн отозвали из Катара своих послов, объявив его властям бойкот за поддержку исламистских организаций, включая "Братьев-мусульман" и "Исламское государство" (ИГ).

Эр-Рияд, главный идеолог изоляции Катара, в конце августа решил изменить тактику. Доху "с братским визитом" посетили три саудовских принца. Почти сразу вслед за этим прошло заседание Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, на котором члены организации должны были поставить вопрос об исключении Катара, однако так и не сделали этого. Эксперты предсказывали скорое возвращение в Доху отозванных послов.

У Саудовской Аравии много причин не портить отношения с соседом, обладающим огромными запасами энергоносителей, серьезными медийными и финансовыми ресурсами, а также рычагами влияния на исламистов. Кроме того, важным фактором в их отношениях остаются США. "Вашингтон толкает эти государства к примирению,— объясняет "Ъ" живущий в ОАЭ востоковед Александр Шишкин.— Ведь его цель сейчас — обеспечить единый подход нефтедобывающих стран Залива, чтобы повысить объемы добычи и снизить цены на нефть. Это необходимо для усиления давления на Россию и Иран".

Власти Катара, со своей стороны, также в последнее время демонстрировали готовность к примирению. В минувшее воскресенье стало известно, что из страны были высланы нашедшие там убежище после военного переворота в Египте лидеры "Братьев-мусульман". Руководители организации заявили, что не хотят ставить катарскую династию в "неловкое положение", ссорить ее с Египтом и странами Залива.

Впрочем, последние новости из Триполи могут помешать наметившемуся сближению, вызвав раздражение саудовцев, которые потратили не один миллиард долларов на борьбу с исламистами. Эр-Рияд выделил на эти цели $15 млрд Египту и $1 млрд Ливану, предоставил свою территорию для обучения "умеренной сирийской оппозиции", которая должна будет бороться с ИГ, а также поддержал авиаудары по ливийским исламистам, нанесенные в прошлом месяце авиацией Египта и ОАЭ. "Саудовской Аравии и Катару в этих обстоятельствах непросто будет найти компромисс,— считает Александр Шишкин.— Катар может изменить структуру финансирования исламистов, но полностью его, скорее всего, не прекратит. Тем более что и Западу их существование в определенной мере выгодно — как инструмент давления на арабских союзников, которые порой становятся слишком строптивыми".

Мария Ефимова

16.09.2014

Источник: kommersant.ru