"Терроризм и организация религиозного военно-политического движения – это очень выгодный бизнес, можно сказать, второй по прибыльности после основания новой церкви или новой религии". О том, кто заинтересован в разжигании войны между Палестиной и Израилем, газета ВЗГЛЯД побеседовала с президентом Института Ближнего Востока Евгением Сатановским.

ВЗГЛЯД: Евгений Янович, многие СМИ часто преподносят Израиль в конфликте с Палестиной как агрессора, отказывающегося поддерживать мирные инициативы.

Евгений Сатановский: Израиль, на который обрушилось более 2500 ракет, закономерно предполагает, что говорить о мире должен тот, кого обстреливают, а не различные советчики, вроде ооновцев, европейцев, американцев и прочих, представляющих собой мировое сообщество. Если бы на Вашингтон или Нью-Йорк обрушилась пара тысяч ракет, американцы отреагировали бы не иначе как ковровой бомбардировкой, которая снесла бы до основания, под асфальт анклав, откуда стреляют. И, кстати, представить себе Москву или Санкт-Петербург в той же ситуации, чтобы мы не отреагировали, мягко говоря, адекватно, также очень трудно. Израильтяне отвечают неадекватно, они Газу не сносят, бомб для вскрытия бункеров не используют, действуют ювелирно и теряют в подземных боях военнослужащих. Вместо того чтобы уничтожить все, что есть под землей и на земле.

ВЗГЛЯД: Что заставляет Израиль действовать так "неадекватно"?

Е.С.: Евреи. Еврей не может запустить огнемет или отравляющие вещества в подземные туннели по определению, еврейская авиация не может снести Газу ковровой бомбардировкой, там мирные жители, которыми ХАМАС прикрывается. Это больше всего мешает, но ничего здесь поделать нельзя. Есть и другие причины. Вполне возможно, что премьер-министр Израиля, который не ставит себе целью уничтожение ХАМАСа, как от него требует страна и половина правительства, остановится в очередной раз на полдороге. Через год-два воевать придется снова, но в еще более худших условиях. Если бы Израиль уничтожил ХАМАС, тогда ведь придется брать Газу под контроль либо Египту, который этого не хочет, либо Израилю, который этого хочет еще меньше.

Это означает, что будут заданы все вопросы: зачем в 2005 году оттуда была выведена дивизия, которая ее контролировала, зачем были выгнаны 8,5 тысяч поселенцев, на базе которых стояла эта дивизия? В теплицах, которые были в поселениях, работало, кстати, до 50 тысяч палестинцев, и они кормили от четверти до трети миллиона жителей Газы. И не было контрабанды через Филадельфийский коридор, тоннелей, ракетных установок.

Также зададут вопросы: почему в операции 2008–2009 годов Эхуд Барак развернул армию на пороге победы? Почему Барак увел армию из Южного Ливана, отдав его "Хезболле", а потом в 2006 году Эхуд Ольмерт провел войну в Южном Ливане так, как он ее провел? И так далее. Тогда политики, которые принимали эти решения, вполне реально могут сесть в тюрьму, по законам Израиля туда могут попасть даже премьер-министр и президент. Зачем им это надо?

ВЗГЛЯД: От прекращения огня периодически отказываются то Израиль, то ХАМАС. Можно ли судить, какая сторона больше настроена на мирное урегулирование? Кто еще из мировых игроков заинтересован в конфликте?

Е.С.: На мирное урегулирование больше всего настроен американский президент, поскольку исламистам он сочувствует, Израиль не любит, а Нобелевскую премию мира уже получил, должен же он ее как-то отрабатывать, не на Украине же дивиденды миротворца получать. Идет война, ХАМАС обстреливает Израиль и будет обстреливать до той поры, пока у него есть ракеты, тем самым повышает свои дивиденды у спонсоров и пытается наладить свои отношения с Ираном, который не выдает денег с тех пор, как ХАМАС предал Асада, открыл дорогу в центр Дамаска по тем же подземным тоннелям через палестинский лагерь Ярмук террористам.

В свое время Иран давал от полумиллиарда до 700–800 миллионов долларов в год. И ХАМАС денег очень хочет. Основные спонсоры ХАМАСа – Катар, а также международное движение "Братьев-мусульман". Лидеры ХАМАСа давно стали миллиардерами. Последний участок в 25 соток, который Исмаил Хания купил в элитном квартале в Газе, стоил 4 миллиона долларов, что сравнимо если не с Рублевкой, то с Новорижским шоссе.

Контрабанда тоннелей, эксплуатация населения, различные бонусы от продажи гуманитарной помощи, разворовывание ооновских денег – это большой бизнес. Но денег этих не хватает, значит, надо выбить из спонсоров. А спонсоры дают только тем, кто демонстрирует, что они заставляют "сионистов и крестоносцев" трепетать. Плюс Турция, которая сейчас снаряжает целую "Флотилию свободы" для прорыва израильской блокады. Почему бы не получить таких спонсоров, как Эрдоган и его исламисты? Терроризм и организация религиозного военно-политического движения – это очень выгодный бизнес, можно сказать, второй по прибыльности после основания новой церкви или новой религии.

ВЗГЛЯД: Общественность США сочувствует Израилю, который вынужден защищаться, в то время как Керри предложил инициативу по долгосрочному перемирию в Газе, учитывающую только требования ХАМАСа и не принимающую во внимание предложения Израиля и Египта. Ситуацию пришлось исправлять Обаме, который в разговоре с Нетаньяху вспомнил про подземные тоннели ХАМАСа и право Израиля на самооборону. Почему руководство США идет вразрез со своим электоратом?

Е.С.: Да, Обама терпеть не может Израиль, Нетаньяху лично, как, впрочем, и Россию и Путина лично. Если Обама попытается не сказать ритуальных слов, что Израиль имеет право на самооборону, то его растерзают на мелкие клочки, потому что электорат, конгрессмены в этом достаточно едины. Но симпатизирует он, безусловно, исламистам и делает все, чтобы добиться мгновенного "перемирия", что означает, что вся инфраструктура террора будет ХАМАСом сохранена. Он законсервирует их ракеты, мастерские по производству ракет, бункера и подземные тоннели, боевиков и так далее.

Почему Обама симпатизирует исламистам? А почему президент, у которого отец – из исламской семьи в Кении, отчим также приверженец ислама из Индонезии, чье детство прошло также в исламской среде в Индонезии и ходил он в мусульманскую школу, кроме того, он близок к радикальным антиизраильским проповедникам – исламским и, кстати, христианским, – почему Обама должен хорошо относиться к Израилю? К еврейским деньгам он относится хорошо, у Сороса он их берет. Но это деньги "леваков". Для Обамы, человека крайне левых взглядов, это не случайно – здесь вспоминается книга "Либеральный фашизм: от Муссолини до Обамы" Ионы Голдберга. Израиль, в свою очередь, – это страна, которая управляется республиканцами. В этом плане Нетаньяху для Обамы такой же враг, как и американские республиканцы. Все существование Израиля противоречит всему, во что верит Обама.

Что касается господина Керри, он очень хочет войти в историю как миротворец и тоже получить какую-нибудь премию. Не случайно министр обороны Израиля Моше Яалон еще до того, как началась война с ХАМАСом, высказывался, чтобы Керри наконец получил премию и отстал от Израиля. Скандал, помнится, был большой.

ВЗГЛЯД: Как в целом вы оцениваете роль США в этом конфликте?

Е.С.: Роль США – это "козел-провокатор". Причем не в этом конфликте, она всегда такова. США пытаются законсервировать ситуацию, которая позволит выступать им в роли посредника, миротворца. США исторически все, что могли сделать, чтобы Израиль не смог победить своих противников, делали, делают и будут делать. При этом они не хотят, чтобы Израиль был уничтожен, потому что вот этого электорат не простит ни одному американскому президенту. Это нормальная практика двойных стандартов. Развязывая, например, холодную войну с Россией из-за Украины, Америка не хочет перехода ее в ядерную войну. Спасибо им и на этом! С Израилем ситуация та же самая.

ВЗГЛЯД: "Аль-Джазира" отметила, что Керри уже приезжал в Израиль и Египет, Обама подтвердил поддержку США выдвинутой Египтом инициативы по прекращению огня в секторе Газа. Предполагается, что Керри будет искать новых игроков – помощников в урегулировании конфликта, среди которых Катар, Турция. Насколько правдоподобны такие предположения?

Е.С.: Разумеется, это лишь еще раз подтверждает, что Керри – сторонник исламистов, как и его шеф Обама. Ведь именно Катар и Турция – это главные спонсоры и симпатизанты ХАМАСа. А Египет Керри и Обама не любят так же, как не любят Израиль. Не случайно Обама пытался заставить действующего президента Мурси не свергать своего предшественника, выкручивал ему руки и всячески пытался консервировать власть "Братьев-мусульман" над Египтом, чего ему в Каире не простят. Обама вообще не любит никого, кто действует самостоятельно, исходя из интересов своей страны, а не под его диктовку. Поэтому Украина – это его любимое государство, а Россия, Египет, Израиль – нет.

Марина Балтачева

28.07.2014

Источник: Взгляд