Победоносное шествие боевиков суннитской организации "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) на Багдад повергло в настоящий шок американский политический истеблишмент. И это понятно, ведь если исламистам удастся взять власть в Ираке, или хотя бы удержать под своим контролем большую часть территории страны, то это будет означать окончательный крах политики насильственного распространения демократии и создания единого мира, начатой Джорджем Бушем-младшим и продолженной, хотя и с меньшим энтузиазмом, Бараком Обамой.

Действительно, если большинство американских политологов уже фактически смирились с неудавшейся миссией США в Афганистане и неминуемой, в конечном итоге, победой талибов, то прогнозы по поводу Ирака были все-таки более оптимистичными. Сопротивление американским войскам в этой стране было гораздо менее ожесточенным, чем в Афганистане. Там был предсказуем хаос, но победы исламистов не ждал никто.

Нынешний иракский кризис осложняется общим международным фоном. Так, недавний террористический акт в аэропорту Карачи и последовавшие вслед за этим ожесточенные столкновения между пакистанской армией и местными талибами свидетельствуют, что планы исламистов не ограничиваются "освобождением" Афганистана – их задачи куда более грандиозны.

К слову, в связи с тем, что в атаке на аэропорт Карачи участвовали узбекские боевики, многие аналитики делают вывод, что афганская смута перекинется и на Среднюю Азию. Однако, как представляется, участие узбеков в последнем теракте как раз свидетельствует об обратном: они, как истинные исламские "интернационалисты", как раз решили повременить с освобождением свой родины, а сосредоточиться на более важном стратегическом участке.

Широкомасштабная смута в Пакистане крайне невыгодна США. По одной из версий, Белый дом решился на военную операцию в Афганистане после того, как талибы стали контролировать ситуацию в нескольких десятках километров от пакистанского ядерного реактора.

Неудачи Вашингтона на азиатском направлении выглядят особенно плачевно на фоне крайне неприятного для США украинского кризиса. Сегодня бестселлер американского политолога Фрэнсиса Фукуямы "Конец истории и последний человек", повествующий о создании единого, основанного на демократических ценностях мира, воспринимается лишь как наивные мечты западного идеалиста. "И на Украине, и в Ираке, и в Афганистане ситуация развивается именно по тому пути, который Вашингтон пытался предотвратить. Мы на переломном моменте истории, и некоторые события чрезвычайно опасны", — заявил "Росбалту" известный американский политолог, главный редактор сайта "Окно в Евразию" Пол Гобл.

При этом события в Ираке, пожалуй, все-таки наиболее опасны для США. Багдад — это исторический центр исламского халифата, и если он окажется под властью радикалов, то для Америки это окажется гораздо опаснее, чем режим светского диктатора Саддама Хусейна. Лидеры возрожденного халифата, как и их предшественники, будут стремиться объединить под своим контролем весь исламский мир.

"Если правительство нынешнего иракского премьера Нури Малики падет, и ИГИЛ восстановит правление суннитского меньшинства, как это уже было при Саддаме Хусейне и до него, то новые власти будут оказывать помощь своим соратникам, воюющим в Сирии и суннитским джихадистам в соседних странах: Иордании, Саудовской Аравии, Кувейте и даже, возможно в Иране, где есть достаточно крупная суннитская община, крайне недовольная шиитским руководством Ирана", — считает профессор университета Джордж-Месон (штат Вирджиния) Марк Кац.

Еще более категорично настроен сенатор-республиканец Линдси Грэм. По его мнению, если группировка "Исламское государство Ирака и Леванта" не будет остановлена, то следующий крупный теракт, подобный атакам 11 сентября 2001 года, будет подготовлен именно в этом регионе. "Я уверен, что это неизбежно. Семена будущих терактов сегодня закладываются в почву в Ираке и Сирии. Если вы не верите мне, то послушайте то, что говорят сами исламисты, ведь они не скрывают свои планы. Они хотят создать Исламский халифат на территории Сирии и Ирака, они хотят свергнуть короля Иордании, который, в их представлении, такой же неверный, как и мы, и они намерены заставить нас покинуть Ближний Восток, атакуя нас на нашей территории", — заявил Линдси Грэм.

В этой ситуации сенатор считает возможным пойти даже на союз с Ираном проти в ИГИЛ, подобно тому, как "США поддержали Сталина как меньшее зло, по сравнению с Гитлером". Не исключает союза с Ираном и госсекретарь США Джон Керри: " Мы открыты для любых конструктивных процессов, которые могут свести к минимуму насилие, сохранить Ирак, его территориальную целостность, и выявить присутствие иноземных террористических сил, разрывающих страну".

В то же время, по мнению неназванных источников журнала Wall Street Journal в министерстве обороны США, именно Тегеран поддерживал притеснения правительством Малики суннитского меньшинства, что и послужило топливом для поддержки боевиков в суннитских районах Ирака. По их мнению, любое сотрудничество с Ираном может оттолкнуть от Вашингтона его союзников в таких суннитских странах как Иордания, Турция и Саудовская Аравия. "Это именно тот случай, когда враг нашего врага остается нашим врагом", — заявил изданию американский военный, долго работавший в Ираке.

Однако те проблемы, которые сейчас судорожно пытается решать Вашингтон, по иронии судьбы, порождены им самим. Как бы ни был ужасен Саддам Хусейн, он был светским политиком, противостоявшим как раз тем самым исламским радикалам, которых сегодня пытается обуздать Вашингтон. К тому же казненный диктатор был суннитом, и при нем влияние нелюбимого Америкой Тегерана было значительно меньше, чем сегодня. Ошибки столь тривиальны, что их можно описать лишь банальной фразой: "Что посеешь, то и пожнешь".

Игорь Ротарь, Сан-Диего

18.06.2014

Источник: rosbalt.ru