В Кыргызстане недавно открылись посольства Саудовской Аравии и Катара, при этом эти два государства имеют огромный инвестиционный потенциал и готовы к тесному сотрудничеству с Кыргызстаном в различных сферах от экономических до противодействию угрозам терроризма, нароктрафика. Кыргызстан также заинтересован в привлечении инвестиций этих стран в различные сферы и готов к сторудничеству с Королевством Саудовской Аравии и Катаром. Однако здесь важно знать специфику каждой из стран, ее внешнюю политику, региональный статус, участие в политических, экономических процессах на мировом и региональном уровне, для выстраивания своей позиции и дальнейших отношений с учетом национальных интересов Кыргызстана.

В настоящее время Катар и Саудовская Аравия выступают главными спонсорами переформатирования арабского мира, одновременно каждая из этих стран, имеет свое отношение к "арабской весне", так и собственный взгляд на конечные цели изменений в этом регионе. И хотя обе страны находятся в "тендеме" антииранской коалиции по региону, особенно по вопросам Сирии, но в то же время основным "камнем раздора" между Катаром и КСА в ходе "арабской весны" стал именно Египет, где путем военного переворота против законно избранного президента Египта М. Мурси, к власти пришла армия.

Результатом расхождений позиций по Египту стал отзыв 5 марта 2014 г., послов Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна из Катара. Инициатором акции выступила Саудовская Аравия, обвинив Катар в подрыве безопасности политических режимов монархий Персидского Залива.

Основным предлогом для разрыва отношений сами саудовцы назвали антисаудовские высказывания на канале "Аль-Джазира" (принадлежащей Катару), помощь со стороны Дохи умеренному исламскому политическому движению "братья мусульмане" в Египте, Тунисе и других арабских странах, которых Саудовская Аравия тут же объявила террористическим. При этом катарский спутниковый канал "Аль-Джазира" выступает единственным арабским рупором демократизации и освещения протестных событий, как в Египте, так и в регионе. Истинная же причина охлаждения отношений кроется в расхождениях между КСА и Катаром в отношении к процессам "арабской весны" и политика двойных стандартов.

С одной стороны официально причисляя к террористам и запрещая умеренных исламистов "братьев мусульман", Саудовская Аравия с другой стороны напрямую поддерживает и управляет в Египте ваххабитской политической партией Аль-Нур (которую, конечно же, не затронули репрессии и запрет со стороны новых египетских властей). Более того на салафитских сайтах КСА - ваххабитские шейхи вынесли религиозное решение о признании суннитов "братьев мусульман", а также Джамаат Таблиг - заблудшими течениями.

То есть получается, парадокс, Саудовская Аравия, распространяющая идеи ваххабизма по всему миру и претендующая на лидерство в исламском мире как защитницы веры, менее всего заинтересованы в исламизации Египта? Или же другими словами нежелание прихода к власти в арабских странах умеренного политического ислама, путем демократических выборов?

Важно понимать, что на самом деле, КСА поддерживает любой режим, даже самый авторитарный, в зависимости от интересов правящих элит королевства и безопасности государственного строя.

КСА всегда поддерживала режим Хосни Мубарака, сейчас она поддерживает военную хунту во главе с генералом Абдель-Фаттахом аль-Сиси. Для Саудовской Аравии - Мубарак и сегодняшний генерал аль - Сиси гарант и сохранение сложившейся региональной конфигурации сил и отношений с участием Египта после Кэмп-Дэвидских соглашений. А это, гарантии безопасности со стороны Египта транспортировки Саудовской нефти через Суэцкий Канал. А также, когда Египет сохраняет хорошие отношения с Израилем, так как Египет имеет свои направления сотрудничества с Израилем, что на руку КСА в противодействии Ирану. Блокада Египтом сектора Газа в Палестине, так как Хамас всегда ранее поддерживался Ираном и сегодня Катаром. И хотя Катар сегодня является ключевым спонсором Хамас, что было на руку Израилю с целью снизить влияние Ирана. Однако Хамас при более обильной финансовой поддержке, как и раньше продолжает сопротивление Израилю и борьбу с Фатх поддерживаемую Эр-Риядом, что сводит на нет, всю радость Тель Авива.

Важно напомнить, что отношения "братьев" в Египте к Ирану хоть и не идеальны, но и не откровенно враждебны, в отличие от салафитских движений в регионе поддерживаемых КСА. Более того, Катар задумывается об урегулировании Сирийского кризиса, политическим путем. Так иранский телеканал Press-TV 17 февраля 2014 года сообщил, что в ходе встречи с заместителем иностранных дел Ирана Хоссейном Абделлахианом, министр иностранных дел Катара Халед Бен Мохаммад Аль-Аттыя выразил готовность создания совместного политического комитета для диалога. Катар также предпринимает острожные шаги для восстановления политического диалога и отношений с РФ, понимая, что позиция противостояния по сирийскому вопросу не решает проблем.

"Арабская весна", связанная с пробуждением арабского народа и сменой авторитарных режимов, грозит в первую очередь монархиям Персидского Залива и в особенности правящей династии Саудовской Аравии. Не секрет, что Катар, претендуя на роль модератора преобразований в регионе и арабского пробуждения в "арабской весне", поддерживает умеренных исламистов "братьев-мусульман" в противовес просаудовским консервативным ваххабитам и пришедшим к власти египетским военным.

Специфика демократизации арабского востока и смена политических элит в арабских странах, в любом случае должна учитывать фактор политического ислама стоящего на умеренных позициях, демократическими основами и модернизированным пониманием Ислама и современности. Это представляет определенную угрозу для авторитарных режимов арабских стран. Так как, сам процесс демократизации обществ в исламском мире тесно привязан к исламу и процессам исламского пробуждения через демократизацию в целом.

Странам ЦА возможно еще предстоит пройти путь политических трансформаций. Кыргызстан, пережив две революции в 2005 и 2010 г., выбрал путь демократического развития, вернув себе, таким образом, статус "островка" демократии в ЦА. Поэтому для Кыргызстана важно понимать процессы идущие в других странах исламского мира, учитывать тонкости взаимоотношений таких ключевых региональных игроков как, Иран, Турция, Катар и Саудовская Аравия. Так как геополитическая игра за Большой Восток разворачивается не только на арабском востоке, но и в ЦА с участием глобальных игроков в лице США, РФ, КНР. И поэтому очень важно учитывать религиозный фактор, так как сейчас в исламском мире началась конфронтация между просаудовскими группами салафитов и братьями мусульманами в разных странах и регионах мусульманского мира.

Кадыр Маликов

31 марта 2014 года

Источник: akipress.org