Беседа с президентом Российской национальной службы экономической безопасности Леонидом Владимировичем Шебаршиным.

Шебаршин Леонид Владимирович родился в 1935 году в Москве, в 1958 году окончил Восточный факультет Московского государственного института международных отношений. В 1958-1962 гг. работал в Министерстве иностранных дел СССР. С 1962 г. — сотрудник Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ СССР. Работал в Пакистане, Индии, Иране, Афганистане.

С февраля 1989 года по сентябрь 1991 года — начальник Первого главного управления — заместитель председателя КГБ. В августовские дни 1991 года исполнял обязанности главы КГБ. Оказавшись не в состоянии воспринять новые порядки и новых начальников, добровольно ушел в отставку в звании генерал-лейтенанта.

В конце 1991 года вместе с группой ветеранов КГБ и МВД основал и возглавил ЗАО "Российская национальная служба экономической безопасности". Автор книг "Рука Москвы" и "Из жизни начальника разведки".

Леонид Владимирович, драматические события последнего месяца, наверное, никого в мире не оставили равнодушным. Слова "международный терроризм", "исламский фундаментализм не сходят с телеэкранов и основных средств массовой информации. И все же отношение к взрывам в Америке и к начавшейся США операции возмездия не однозначное. Думаю, что у Вас как у профессионального разведчика и человека хорошо знающего исламский мир есть свое отношение к проблеме?

— Тема эта очень большая, многоплановая. На протяжении десятилетий у Соединенных Штатов был один главный противник — Советский Союз и коммунизм, Я не стал бы ставить знак равенства между Советским Союзом, что было временным наименованием тысячелетнего Российского государства, и коммунизмом. Боролись не с коммунизмом, боролись с великим государством. Это называлось "холодная война". Холодная война против России началась не в 1946 году, после известной фултоновской речи Уинстона Черчилля, она началась гораздо раньше. Она велась по существу на всем протяжении истории России. Когда в 1611 году поляки вошли в Москву, то папа Римский объявил этот день праздничным для всех христиан в знак победы истинной веры над московским варварством. Такие примеры можно приводить до бесконечности. Эта война приобретала то горячий характер, то холодный, но она продолжалась практически непрерывно. В 1941—1945 гг. — это была война против России и у нас оказались случайные союзники, которые потом начали воевать против нас.

Весьма примечательно, что в сентябре 1919 года английский премьер-министр Ллойд Джордж, выступая в палате общины, отвечая на вопрос: почему Англия не способствует сплочению всех антибольшевистских сил, он в частности сказал: "В России на востоке есть Колчак, на западе — Юденич. Они выступают против большевизма и мы их в этом полностью поддерживаем. Но они же выступают также за единую и неделимую Россию. Нужно ли мне объяснять, почему мы этого поддержать не можем..."

В 1941 году, когда немецкое наступление на СССР успешно развивалось, по свидетельству немецкого историка Феста, у Гитлера состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы, что делать с Россией. Некоторые из присутствующих говорили о глубинном смысле наступления на Россию, о борьбе с большевизмом. Тогда Гитлер раздраженно прервал их: "Кончайте болтовню. Речь идет о том, что перед нами лежит огромный пирог и надо думать о том, как его разрезать и использовать...". Короче говоря — фашистская Германия воевала против Советского Союза и против коммунизма.

В конце 80-х годов стало очевидно, что Советский Союз в той или иной форме — обречен, а коммунизм уже по существу кончился. К 90-му году развалился Варшавский Пакт, союзники быстро побежали в разные стороны. Покойный ныне Никсон в 1998 году написал книгу: "1999 год — победа без войны". В частности в этой книге была высказана мысль: "На место мирового коммунизма заступает мировой исламский фундаментализм... Вот где главная угроза для Америки..."

Почему же возник этот вопрос, ведь ислам существует давно. И мусульманские страны воевали не с христианством, а с христианскими странами, иногда вступая в союз с христианскими же странами, как например, в 1854-1855 гг. — совместная агрессия в Крыму англичан, французов и турок. Неверные объединились с правоверными в борьбе против Православия. Это было и во время Балканской войны.

В XX веке антиколониальные выступления в мусульманских странах происходили постоянно, но они рассматривались в контексте холодной войны. В 1978-1979 гг. произошло очень примечательное событие: исламская народная революция в Иране.

Я был в Иране ту пору и мне очень не нравилось то, что там происходит. Сегодня я должен признать свою неправоту. Это действительно была народная революция, окрашенная в цвета ислама с ярко выраженной антиамериканской направленностью. Какое-то время в Москве была даже легкая эйфория по поводу антиимпериалистического содержания этой революции, говорили, что мы приобретаем стратегического союзника. Но иранцы быстро уравновесили ситуацию, назвав Соединенные Штаты — большим шайтаном, а Советский Союз — малым шайтаном. Т. е. по существу поставили на одну доску западный империализм и восточный социал-империализм.

Это уже в рамки холодной войны не вписывалось. Стало ясно, что мы имеем дело с каким-то новым явлением. В некоторых мусульманских странах пытались воспринять социализм советского образца: Южный Йемен, Афганистан. Кончилось это плачевно. Кто-то пытался воспринять классический капитализм. Из этого тоже ничего не получилось. Получилось у тех, кто сидит на запасах нефти. Саудовская Аравия, Кувейт.

Оказалось, что вспышка исламского национального патриотического подъема произошла в том регионе, который издавна Запад и в первую очередь Соединенные Штаты считали зоной своих жизненно важных интересов. И вот интересное совпадение: вспышки, очаги исламского фундаментализма наиболее отчетливо видны как раз в нефтеносных районах. Мне запомнилось высказывание одного арабского журналиста: "Американцы защищают демократию там, где пахнет нефтью..."

Что же такое фундаментализм. Это прежде всего консерватизм, попытка сохранить образ жизни, экономику традиционную, но не загонять народ в средневековье. Это ерунда. У нас на протяжении длительного времени раздирали наше православное мировоззрение от нашего мирского бытия.

Не буду кривить душой. Если бы я был верующим и признался в этом, то, наверное ни в одной государственной структуре мне места не нашлось бы. Нельзя разрывать единое целое: мировоззрение, традицию, образ жизни. Терпимого отношения к чужому, понимания, что не все должны жить по навязанному кем-то образцу, по-моему в значительной степени не хватает американцам. Не хватало этого и нам, когда Афганистан был наполнен многочисленными нашими советниками буквально по всем отраслям.

Итак, на месте коммунизма появляется новый противник — ислам, И для обывателя, в том числе и российского ислам предстает в виде какой-то единой угрозы, воинственной силы.

Помнится, министр обороны России Павел Грачев брякнул что-то насчет исламской угрозы и по обе стороны океана ему дружно зааплодировали. Недавно в газете "Вашингтон пост" бывший государственный секретарь США Генри Киссенджер утверждал, что главной угрозой для России является исламский фундаментализм.

После первых запальчивых и искренних выступлений американцы начали говорить о том, что ислам — это религия мира, что воюют они не с мусульманами, а с террористами. Запущена гигантская пропагандистская машина, которая каждой своей фразой поддерживает у обывателя мысль: "Есть враг! Это ислам".

Для России — это очень опасно. Она всегда жила в мире с мусульманами. И допустить в России конфронтацию с исламом будет большой трагедией. У нас общая земля, на которой мы живем в мире со времен Иоанна Грозного. Сегодня нас пытаются столкнуть с исламом. И я как русский человек, воспитанный в православной традиции, который всю свою активную деятельную жизнь имел дело с мусульманами, серьезно обеспокоен.

Терроризм — зло, которое преследует человечество не десять, не двадцать и даже не сто последних лет. Он, видимо, существует со времен разделения человечества на какие-то группы, Я не большой знаток Библии, но Ветхий Завет полон примеров кровопролития и террора. Но даже не вдаваясь далеко в историю, вспомним 1995 год, г. Оклахома-Сити. Чистопородный американец Маиуэй взрывает культурный центр. Никаким исламом здесь и не пахнет. Раджив Ганди, так же как и его мать, погибает от рук отнюдь не мусульман, и Рабина убил еврей-ортодокс.

Я не могу найти ни одного периода в истории человечества, где бы отсутствовал терроризм. Вспомните Россию конца XIX — начала XX века. Несколько тысяч государственных деятелей были убиты террористами: эсерами, народовольцами — сатанинской стаей, которая была напущена на Россию. Причем убивали лучших людей. Убивали политических деятелей на Западе и в Соединенных Штатах. В 1963 году в США был убит президент Джон Кеннеди. Пропагандистская волна была такой же как сегодня, но тогда искали в качестве виновника КГБ. Того же бен Ладена откармливали до тех пор, пока он не заполонил все экраны: сатана в человеческом обличье.

Боюсь, что никакими целевыми, точечными операциями избавить человечество от терроризма не удастся до тех пор, пока существуют реальные идеологические, экономические, социальные, этнические противоречия, территориальные споры — все это питательная среда, на которой произрастает терроризм.

Рискую подвергнуться поруганию и порицанию, но я абсолютно не уверен, что именно бен Ладен виновен в терактах в Америке. Вселенский злодей, который провозгласил своей целью борьбу с Соединенными Штатами в момент наивысшего триумфа, он вдруг полностью отрицает свою причастность к этим терактам!

Я немножко знаю мусульман и знаю, что есть пределы лицемерия, до которого правоверный мусульманин способен дойти. Это же касается и чисто технических моментов. Не думаю, что подобную операцию могла организовать группа людей чужеземного происхождения, отличающихся по внешнему облику от коренных жителей. Вообще люди из Азии, будь то арабы, афганцы, иранцы, вряд ли в состоянии организовать операцию настолько четко и технически грамотно, нигде не допустить ни малейшей утечки и синхронно, с разных сторон нанести такой удар.

Видимо, стоило бы американцам и мировому сообществу поискать злодеев где-то поближе. И в то же время абсолютно не допускаю, что это совершила какая-то официальная спецслужба. Но группа людей, так как было с убийством Кеннеди, может быть создана для достижения своих определенных целей. Кстати, в случае с Кеннеди — это были нефтяные интересы.

Исполнителями же, самоубийцами-камикадзе могли быть и арабы. Кстати, люди, жертвующие собой во имя какой-то идеи, были всегда и это не только мусульмане. Грех сравнивать мучеников с террористами, но у нас были и Александр Матросов и Гастелло.

Я подвергаю сомнению упорно навязываемую единственную версию: виновник бен Ладен и его организация. Почему для ответной акции выбран Афганистан? Там находится бен Ладен, базы экстремистских группировок, тренировочные лагеря, которые создавались с помощью американцев во времена народно-демократической партии Афганистана и нашего присутствия. Видимо, гнездо международного терроризма надо обезвреживать.

Но Афганистан выбран не только по этим причинам. Афганистан, режим талибов беззащитен перед воздушной, ракетной мощью США и Англии. У них нет современных систем ПВО, кроме старых средств, оставшихся от советских времен, и американских стингеров, оставшихся с тех же времен. Короче —говоря, у американцев довольно безответный противник, которого можно долго молотить. Дойдет ли дело до наземных операций — я думаю дойдет. Надо же всему миру показать свою силу. Напрашивается такая примерно тактика: выбить с воздуха все, что можно, потом попробовать и ногой ступить. Поймают ли они Усаму бен Ладена — большой вопрос. Если и поймают, то скорее всего сразу же и убьют, им его невыгодно судить. Но скорее всего не поймают. И он будет в различных обличьях возникать в воображении людей.

Для народа Афганистана акция США — страшная беда. Ракета или бомба не разбирает, кто талиб, кто из северного альянса, кто таджик, узбек или пуштун. И разумеется, тот ущерб, который наносится Афганистану, никакими посылками с гуманитарной помощью не возместишь. А что же дальше? На этом остановиться нельзя — терроризм на этом не кончится.

Вполне вероятно, что Афганистан — это первый, показной этап. А дальше США будут наводить свой порядок в мире. Уже заявлено американскими представителями, что будут наказываться те государства, которые поддерживают террористов. Выбор, очевидно, будет принадлежать самим Соединенным Штатам и никому другому. Так что мир уже построен в одну шеренгу. Посол США при ООН издал специальное послание в Совет Безопасности. В нем американские власти предупреждают мировое сообщество о том, что оставляют за собой право нанести удар по любой стране или группировке, которая окажется причастной к международному терроризму. В одном из интервью министр обороны США заметил, что Соединенные Штаты по-прежнему считают Ирак одним из своих врагов. В этом направлении, возможно, и намечается дальнейшее развитие операции по борьбе с терроризмом. А главная задача — добиться военного присутствия Соединенных Штатов в стратегически важных районах земного шара. Не было смысла стягивать такую чудовищную армаду для одной только операции в Афганистане.

Что касается России, то ни с экономической, ни с политической точки зрения мы не можем противопоставить себя такой мощной коалиции западных государств во главе с Соединенными Штатами. Россия готова взаимодействовать, помогать информацией, разрешает пролет территории самолетами с гуманитарными грузами. Все это правильно. Но на мой взгляд, если нас втравят в прямые военные действия — это будет ошибкой. Этого надо всеми силами избежать. Я думаю, что в российских верхах есть люди, которые это понимают.

— Леонид Владимирович, давайте попробуем заглянуть немножко вперед. По сути дела назревает новый передел мира, затеянный Соединенными Штатами. Где и в какой ситуации может оказаться Россия?

— На мой взгляд, не надо привязывать себя к каким-то непоколебимым позициям. Краеугольным камнем должно быть только одно соображение, только одна ценность — Россия. Выгодно России — надо делать, невыгодно России — находить любые способы, чтобы не делать. Надо учитывать реальные возможности. Нынешний военный бюджет США в сорок раз больше российского. Нас загнали в долговую петлю. Мы зависим от импорта продовольствия. Поэтому занимать какую-либо жесткую позицию было бы неблагоразумно. Необходимо лавировать, принимать решения исходя из национальных интересов. Точно так, как действуют американцы. Они всегда руководствуются только своим национальным эгоистическим интересом. Так и должно быть. Когда все будут заботиться о своей стране, обеспечивать свой народ, свою стабильность и безопасность, тогда можно уже думать о благе человечества, тогда можно и интернациональный долг выполнять, опять же имея в виду свои собственные интересы. У англичан есть хорошая пословица: "Благотворительность начинается дома". Обиходь своих домочадцев, потом позаботься о соседях. У нас немножко другая идеология. И решая внешнеполитические задачи, нужно, на мой взгляд, постоянно иметь в виду свои внутренние, прежде всего нашу национальную экономику, которая должна быть более самостоятельной и менее зависимой от Запада.

Это уже задача государственных деятелей страны, для которых патриотизм не должен быть пустой фразой. Мы много раз смотрели в светлое будущее, но есть-то необходимо каждый день. Вот как сочетать необходимость жить сегодня и работать на будущее — это задача очень большая и трудная и ее словами не решить. Патриотизм, забота о своем народе должны пронизывать каждый шаг руководителей нашей страны.

Беседу вел Андрей ПЕЧЕРСКИЙ, газета “Русь Державная”, N 10 (88), 2001 г.