Два дня назад, 26 января 2015 года, агенты Федерального бюро расследований (ФБР) арестовали в нью-йоркском районе Бронкс Евгения Бурякова, россиянина, работавшего во Внешэкономбанке. Американская контрразведка заподозрила банкира в шпионаже. Последовало соответствующее заявление ФБР и прокуратуры.

Кураторами Бурякова (или Жени, как ласково именуется он в прокурорском заявлении) в российских диппредставительствах якобы были 40-летний Игорь Спорышев, торгпред России в Нью-Йорке, и 27-летний Виктор Подобный из представительства России при ООН. Согласно данным ФБР, на самом деле все трое — сотрудники Службы внешней разведки России. Спорышев и Подобный выдавали Бурякову шпионские задания и пересылали полученную от него информацию в Москву. В российском генконсульстве сообщили, что официального уведомления об аресте Бурякова они не получали, но готовы в любой момент навестить и защищать его интересы как российского гражданина.

Опасный поиск в Google

Российских шпионов, как сообщают американские контрразведчики, интересовало, против каких банков США собираются вводить экономические санкции, а также они пытались выяснить планы по разработке альтернативных источников энергии.

Обвинения против Бурякова вообще походят на сборник скетчей из театра абсурда: он консультировал российских дипломатов по вопросам, интересующим финансовых журналистов, выяснял на одной из конференций в третьих странах перспективы закупок российских самолетов, осуществлял в Google поиск по ключевым словам «санкции, Россия, последствие» и «санкции, Россия, влияние», а также пытался вербовать сотрудников крупных компаний и жителей Нью-Йорка.

Сложно сказать, что именно прокуратура подразумевает под «вербовкой». Возможно, это обвинение базируется на недавнем эпизоде: ФБР подставило Бурякову своего человека — по легенде, представителя богатого инвестора, желающего развивать в России игорный бизнес. Во время встреч с провокатором, утверждает американская контрразведка, Буряков расспрашивал своего визави о вещах, не имеющих отношения к сфере интересов банковского служащего, а также согласился взять документы, которые якобы были получены в правительственном учреждении и содержали информацию об американских санкциях.

Заочный шпионаж

Бурякову вменяется в вину, по сути, только лишнее любопытство, причем такого рода, которое легко удовлетворить из открытых источников.

Ситуация со Спорышевым и Подобным иная. Судя по объяснениям ФБР, главным доказательством шпионской деятельности россиян стали материалы прослушки разговоров в «нью-йоркском офисе Службы внешней разведки (СВР) Российской Федерации». Совершенно непонятно, почему американцы с такой легкостью признаются в доступе к самым секретным разговорам, ведущимся российскими дипломатами, причем выдают эту ценнейшую информацию без какой-либо пользы для себя — и Спорышев, и Подобный давно покинули США в связи с истечением срока командировок и никак не попадут в руки американской Фемиды.

Есть еще ряд специфических моментов в якобы перехваченных разговорах, заставляющих усомниться, что американцы в данном случае не блефуют, пользуясь тем, что опротестовать их утверждения все равно некому. Впрочем, возможно, речь идет не о блефе, а о неточной передаче специфической информации на незнакомом языке. Хотя отдельные моменты сложно объяснить проблемами перевода. К примеру, инструкцию по работе с информатором, которую якобы Спорышев давал Подобному: «Это такая методика у разведчиков, построенная на обмане. Ты обещаешь услугу за услугу, потом берешь у него документы и говоришь ему, чтобы он проваливал к черту». Несложно представить, сколько бы секретных сведений удалось добыть разведчикам, действуй они подобным образом.

Спецслужбы во всем мире отличаются здоровым консерватизмом: если есть проверенный и работающий метод, то лучше им и пользоваться. Отсюда и парики со шпионскими камнями, вызывающие саркастические усмешки у технически продвинутых интернет-пользователей. Но здесь консерватизм российских разведчиков, если верить ФБР, перешел все разумные пределы: передача шляпы или зонтика со спрятанными в них разведдонесениями — это уже что-то из 1920-30-х годов, особенно учитывая, что Буряков мог совершенно легально посещать российское посольство и уж тем более торгпредство, с которым был непосредственно связан по работе. Все эти странности, разумеется, порождают естественный скепсис даже у американской публики, не говоря о российской.

Развеять его американские власти пытаются громкой риторикой. «Эти обвинения демонстрируют нашу твердую приверженность борьбе с попытками тайных агентов незаконно собирать разведданные и вербовать шпионов в пределах Соединенных Штатов, — провозгласил генпрокурор Эрик Холдер. — Мы будем использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства для выявления и привлечения к ответственности иностранных агентов, действующих на территории страны, независимо от того, насколько глубоко их прикрытие».

Трагедия и фарс

Дополнительную остроту делу придают воспоминания о недавнем крупном шпионском скандале, когда американские контрразведчики арестовали сразу 10 человек — сотрудников и агентов СВР: Вики Пелаес и Хуана Лазаро (Михаила Васенкова), Анну Чапман, Майкла Зоттоли и Патрицию Миллз (Михаила Куцика и Наталью Переверзеву), Ричарда и Синтию Мерфи (Владимира и Лидию Гурьевых), Дональда Говарда Хитфилда и Трейси Ли Энн Фоули (Андрея Безрукова и Елену Вавилову) и Михаила Семенко. Тогда американцы действовали совсем по другой схеме, совершенно непохожей на ту, что применяется сейчас к Бурякову: долго выжидали, собирали доказательства, а потом взяли всех одним махом. Ускользнуть удалось только Кристоферу Метсосу, которого задержали на Кипре. Считается, что сеть сдал американцам бывший высокопоставленный сотрудник СВР Александр Потеев, бежавший в Штаты.

Эпизод пятилетней давности и нынешний отличаются как небо и земля. В этот раз, если верить Федеральному бюро расследований, оно, невзирая на долгое наблюдение, спокойно позволило покинуть страну раскрытым сотрудникам СВР, удовлетворившись арестом Бурякова, который в предполагаемой разведывательной цепочке играл незначительную роль и не имел доступа к серьезной информации. Да еще и прокуратура выдвинула против него столь слабые доказательства. Воистину, история повторяется дважды: сперва как трагедия, потом как фарс.

Бурякову, а также теоретически Спорышеву и Подобному грозит 15 лет тюрьмы: 5 за то, что работал в качестве агента иностранного государства, не уведомляя об этом власти США, и еще 10 за то, что помогали друг другу в этом. Рассмотрение дела назначено на 9 февраля. Сам Буряков заявил, что будет настаивать на своей невиновности. В другой ситуации можно было бы прогнозировать, что приговор будет оправдательным. Обвинения против Бурякова зиждутся на слишком зыбком фундаменте: доказать, что он кого-либо пытался вербовать, практически невозможно. Чтобы вообще выдвинуть против него обвинение, ФБР пришлось возвести крайне сложную конструкцию на основе якобы перехваченных переговоров российских разведчиков, оспаривать достоверность которых никто не будет. Но, похоже, Евгений Буряков просто оказался в неудачное время в неудачном месте и стал жертвой противоречий Москвы и Вашингтона во внешней политике.

Алексей Куприянов

28.01.2015

Источник: Lenta.ru

США наступают с невидимого фронта. Есть ли у Москвы ответ на «шпионский скандал», раздутый Вашингтоном?

Между США и Россией разгорается шпионский скандал, который западные СМИ уже сравнивают с «делом Анны Чапман». В понедельник, 26 января прокуратура Южного федерального округа Нью-Йорка выпустила пресс-релиз, в котором сообщалось, что гражданин России, сотрудник одного из банков Евгений Буряков, был арестован в Бронксе по обвинению «в сговоре с целью шпионажа в пользу РФ». Американские власти также обвинили двух российских дипломатических работников Игоря Спорышева и Виктора Подобного в том, что они являлись агентами Службы внешней разведки (СВР) и работали вместе с Буряковым. Так как Спорышев и Подобный покинули США еще летом, арестован был лишь Евгений Буряков.

По данным прокуратуры, обвиняемые собирали в США данные о возможных санкциях против России, разработке альтернативной энергетики и даже о фондовой бирже, за что им грозит от 10 до 15 лет тюрьмы. В сообщении прокуратуры сказано, что Буряков и Спорышев «с марта 2012 года по середину сентября 2014 года провели 48 коротких встреч», во время которых иногда передавали друг другу «сумку, журнал или газету». ФБР вело за подозреваемыми личную и электронную слежку и прослушивало телефоны. В обвинительном заключении подчеркивается, что во время разговоров Спорышев и Буряков часто обсуждали билеты, книги, зонтики и шляпы. В улики записали даже поисковый запрос Бурякова «Россия, санкции, последствия».

Впрочем, разговоров о зонтиках и запросов в поисковике для задержания было недостаточно. Поэтому ФБР воспользовалось старой провокацией. К Бурякову подослали агента, который играл роль крупного инвестора, якобы желавшего открыть казино в России. По мнению прокуратуры, Буряков выразил желание получить информацию, которая «далеко выходила за рамки обязанностей банковского служащего». Агент ФБР пообещал передать россиянину список банков, которые могут попасть под санкции США.

На предварительном слушании по делу прокурор назвал Бурякова профессиональным разведчиком. Между тем, пресс-служба «Внешэкономбанка» (ВЭБ) официально подтвердила, что Евгений Буряков работал заместителем председателя американского отделения банка в Нью-Йорке. А источники «Интерфакса» утверждают, что в представительстве ВЭБ в Нью-Йорке не работают сотрудники российских спецслужб. По их мнению, в крайнем случае Буряков мог быть «разведисточником», но никак не профессиональным сотрудником СВР.

«ФБР издавна практикует такие «предложения», и если бы с агентом встречался настоящий разведчик, то его замысел был бы моментально вскрыт», - утверждает источник. В таком случае, действия Бурякова трудно квалифицировать как «шпионаж». Как сообщил источник «РИА Новости», россиянин будет настаивать на своей невиновности.

На невиновности задержанного банкира настаивает и официальная Москва. Представитель российского МИДа Александр Лукашевич заявил, что «американские власти вновь решили прибегнуть к излюбленной практике раскручивания шпионских страстей». Он отметил, что арест Бурякова ухудшает двустороннюю атмосферу и подрывают перспективы российско-американского взаимодействия. Лукашевич также потребовал прекращения «череды провокаций против российских представителей, развязанной спецслужбами США», предоставления консульского доступа к задержанному, соблюдения его прав и освобождения. Учитывая прецеденты с Виктором Бутом и летчиком Константином Ярошенко, которые, несмотря на протесты российской стороны, продолжают оставаться в заключении в США, не факт, что Вашингтон прислушается к этому заявлению.

Российские политики уже высказались за то, чтобы адекватно ответить на действия Вашингтона. Так, лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов заявил, что арест Бурякова – это политический «заказ», на который нужно ответить по принципу «око за око». Бывший полковник внешней разведки СССР, историк спецслужб Арсен Мартиросян убежден, что именно так Москва и поступит.

- Это событие нужно рассматривать в рамках политики нагнетания антироссийской истерии, которую проводит администрация Обамы и этот деятель лично. Ничего сверхъестественного тут нет, просто они попытались нанести очередной укол России. Сравнивать это с историей Анны Чапман и десяти агентов, которые, кстати, не провалились, а были выданы предателем, нельзя.

«СП»: - Но резонанс в западных СМИ довольно большой…

- Начнем с того, что разведка, как их, так и наша, всегда работала и будет работать. Если говорить об этом случае, насколько мне известно, ФБРовцы провели умышленную провокацию против Бурякова, подставив его. Сейчас американцы раздуют эту историю, будут громко кричать, но получат в ответ по зубам. Российское руководство потеряло терпение. Это видно и по заявлениям нашего президента, и по словам представителя в ООН Виталия Чуркина. Даже всегда выдержанный Лавров начал допускать резкие выражения. Так что они получат по полной программе. Скорее всего, в России будет арестована либо выслана из нашей страны целая группа деятелей. Наши больше не будут играть в элегантную дипломатию, а станут действовать по принципу «око за око». Говорю это, как профессионал.

«СП»: - В будущем можно ждать продолжения таких провокаций?

- Активизация разведывательных служб в связи с нынешней напряженной ситуацией естественна. И военная разведка, и СВР, и ФСБ буквально «стоят на ушах». Со стороны американцев также идет резкая активизация. Но это такая сфера, что сегодня они в выигрыше, завтра – мы. Это как шахматная партия. Вполне допускаю, что могут быть и новые скандалы. Причем со стороны американцев это, как правило, провокации. Они, в отличие от российских спецслужб, никогда не могут взять наших агентов с поличным. Думаю, паритет будет соблюден, спецслужбы у нас квалифицированные и американцы получат достойный ответ. Зря они пошли на такой шаг. Могли бы просто выставить подозреваемого из страны.

«СП»: - А может ли в принципе американский суд после такой шумихи признать Бурякова невиновным?

- Такие случаи бывали. Дело в том, что сначала пресса на Западе раздувает скандал, а когда вопрос переходит в руки дипломатов в штатском, там уже его решают спокойней, с учетом паритетных обстоятельств. Любой враждебный шаг автоматически вызывает ответ. Российские спецслужбы – отнюдь не безобидные ягнята. И американцы это прекрасно понимают. Сейчас они пошумят, а дальше будут пытаться как-то нивелировать эту историю. Но, к сожалению, сейчас такая обстановка, что подобные уколы будут наноситься чаще, потому что это самый удобный способ разжигать истерию против конкретного государства и давить на него.

Член Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), экс-руководитель Центра общественных связей ФСБ, генерал-майор запаса Александр Михайлов также считает, что в ближайшее время последуют задержания американских агентов на территории РФ.

- Основная задача всех спецслужб – выполняя свои задачи, ни в коем случае не наносить ущерб двусторонним отношениям между странами. Аллен Даллес говорил, что существуют разведки дружественных стран, но не существует дружественных разведок. Обычно такие эпизоды улаживаются между дипломатическими и специальными службами. То, что сейчас в США эта тема раскручивается – это чисто политический продукт, причем не исключаю, что продукт весьма сомнительного качества. Надеяться на то, что американское правосудие будет беспристрастно разбираться во всех обстоятельствах, нам не приходится. Как правило, американские суды очень политизированы, и даже при отсутствии объективных доказательств могут дать большой срок.

Американцы вытащили «скелет из шкафа», чтобы каким-то образом повлиять на наши взаимоотношения, показать «агрессивность» Российской Федерации в отношении США. То, что сегодня это дело приобретает такой широкий резонанс, свидетельствует о том, что выполняется политический заказ. Надеюсь, что мои коллеги с Лубянки найдут возможности для адекватного ответа. У американцев в Российской Федерации этих «скелетов» более чем достаточно.

Конечно, всех «выгребать» не надо. Вспомните, что когда разгорелся скандал со «шпионскими камнями», Путин на вопрос о том, будем ли мы выдворять подозреваемого дипломата, ответил, что лучше пусть он останется у нас под присмотром. Уверен, что у Москвы в рукаве тоже есть четыре лишних туза, которые позволят среагировать. Существует железное правило адекватного ответа. У нас в рамках действующего законодательства тоже существует пожизненное заключение. Сейчас нужно найти несколько американских агентов и отправить их в «Черный дельфин». Пусть там посидят. Что, мы не знаем, кто ходит по Российской Федерации и чем занимается? Думаю, наши отреагируют и «упакуют» человек десять.

«СП»: - А если обвинения США имеют под собой основания?

- По всем ведомствам США есть политический заказ. В том числе по линии разведки. Они готовы осуществлять максимальную эскалацию в американо-российских отношениях, чтобы оправдать глупости Вашингтона. Например, в этом случае они обвиняют российских граждан в попытках узнать о новых санкциях. Но зачем это нужно? Может быть, мы каким-то тайным способом будем выведывать расписание электричек? Чтобы предъявлять обвинение, нужно доказать, что речь идет о действительно секретной информации. Если это материалы, которые не имеют никакого грифа секретности, о чем вообще говорить?

«СП»: - Раньше такие инциденты улаживали без особой шумихи. Чего ждать сейчас?

- В некоторых вопросах американцы проявляют упрямство. Они незаконно осудили несколько граждан Российской Федерации, уперлись, как бараны, и мы ничего не можем с ними сделать. Решения судов очень сомнительные, но они не хотят идти нам навстречу.

Я имею в виду Виктора Бута, Константина Ярошенко. Это чистой воды провокации, причем американцы даже не скрывают этого. Представьте, приходит к вам агент ФБР под видом шейха и говорит: «Слушай, не можешь мне продать оружие или перебросить наркотики?» Конечно, человек теряется от неожиданности. А потом эти магнитофонные записи начинают «крошить» и уверять суд в том, что была такая подготовка.

Бывший начальник аналитического управления КГБ СССР, экс-заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Владимир Рубанов считает, что политическая подоплека дела очевидна.

- Мы не знаем всех обстоятельств дела и можем исходить только из общеизвестных фактов. Юридические процедуры в Соединенных Штатах достаточно строгие, скорее всего, какие-то основания для того, чтобы предъявить обвинения у той стороны есть. Могу сказать, что обычно откровенная «липа» в США не проходит.

Теперь возникает вопрос отношения к этому случаю. Есть чисто юридическая сторона дела, а есть политическая. В СМИ писали, что подозреваемые какое-то время находились «в разработке», то есть они были под наблюдением, их действия фиксировались и документировались. Почему же именно сейчас против них решили выдвинуть обвинение? Возможно, уже была создана достаточная доказательная база или появилась вероятность нанесения ущерба, поэтому было принято решение задержать их. Но не исключаю, что это было сделано и по политическим соображениям. Факт подрывной деятельности на территории другой страны, естественно, негативен. Американцы будут использовать этот случай в своих политических целях, это очевидно.

«СП»: - Будем ли мы пытаться «замять» это дело?

- Это зависит от наших ответных действий, комментариев и работы дипломатов. Скандал можно как заглушить и перевести его на дипломатические каналы, если это в интересах обеих сторон, так и раздуть до вселенских масштабов. Все зависит от отношений сторон и характера дипломатических контактов. Если мы хотим усилить конфликт, мы легко можем это сделать.

Анна Седова

27.01.2015

Источник: svpressa.ru