Тяжелая длань украинского кривосудия готовится перекрыть последнее дыхание свободе слова, чтобы окончательно задушить ее в своих объятиях. Из последних новшеств – заявление главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко о планах по противодействию информационным «провокациям» донбасских «террористов» и их «пособников» - российских журналистов (1).

Господин В.Наливайченко подчеркнул, что в структуре ФСБ РФ действует специальное подразделение в количестве полутора тысяч человек для ведения информационной агрессии против украинского государства. Агрессия заключается в размещении в социальных сетях и на различных информационных ресурсах материалов, оправдывающих, как политику России вокруг ситуации на Донбассе, так и действия «террористов» ДНР и ЛНР.

Ранее СБУ уже требовало от Интернет-ассоциации Украины заблокировать доступ к ресурсам, «пропагандирующим войну, национальную вражду» и «изменение путем насилия конституционного строя и территориальной целостности Украины»(2). Это касалось, в т.ч., и сайтов, зарегистрированных за рубежом.

Слова заботы о конституционном строе Украины из уст нелегитимных киевских властей звучат оксюмороном, поскольку чуть более полугода назад они сами насильственным путем свергли законно избранного президента страны, не без информационной и финансовой поддержке из-за рубежа.

Теперь задача вчерашних заговорщиков сделать так, чтобы народ поскорее забыл об их недавнем преступлении. Молотом цензуры уже разнесли вдребезги тело независимой украинской журналистики. Закрыты многие газеты, из эфира изгнаны неугодные журналисты, из вузов – нежелательные лекторы.

Читать прессу, освещающую события на Донбассе не так, как того хотелось бы Киеву, может стать причиной серьезного выговора от вышестоящего начальства, вплоть до увольнения. Сетевое пространство оставалось единственным полем, неподвластным репрессивной машине Киева. Но, похоже, это  ненадолго.

Киев понимает, что информационная война им проиграна. Держать под контролем украинское общество он может только посредством разнузданной антироссийской и антидонбасской пропаганды при одновременном преследовании всех инакомыслящих. Аресты и помещение под стражу неугодных журналистов и публицистов стало визитной карточкой СБУ. Теперь дошла очередь до Глобальной Сети.

На деле слова господина В. Наливайченко означают, что отныне СБУ будет выявлять неугодных в соцсетях и форумах («Одноклассники», «Вконтакте», «Твиттер», «Фейсбук»). Неосторожный комментарий или сдержанное мнение, осуждающее действия киевских властей, и высказанное открыто в Сети, может стать поводом для преследования со стороны СБУ.  Судя по сообщениям СМИ, несколько чересчур откровенных пользователей уже получили условные сроки.

Сейчас ситуация на фронте складывается для Киева неблагоприятно. Растет недовольство населения не только экономикой, но и политикой правительства. Набирают силу антивоенные протесты, грядет социальный коллапс. В таких обстоятельствах украинское правительство не нашло ничего более конструктивного, чем борьба со свободомыслием.

Учитывая идеологический крен Киева, можно не сомневаться, что подрывными действиями СБУ сочтет и антифашистские комментарии или материалы, освещающие позорные страницы из истории украинского националистического движения (ОУН-УПА и т.д.). Быть антифашистом на Украине становится опасным.

Более того, опасно, вообще, критиковать действия Киева. Это расценивается как пособничество врагу. Опасно высказываться в защиту мирного населения Донбасса. Это расценивается, как пособничество «террористам». Невозможно представить, чтобы в Тернополе или Киеве, Кировограде или Полтаве независимые общественные деятели смогли провести мероприятие (конференцию, «круглый стол», фотовыставку) с целью донести мнение жителей Донбасса на происходящее в стране. Организаторы такого мероприятия сразу же оказались бы за решеткой.

На Украине нельзя говорить о многочисленных жертвах среди мирного населения Донбасса. Нельзя говорить, что большинство ополченцев – это граждане Украины, а не мифические российские спецназовцы или десантники. Нельзя рассказывать о реальных потерях украинских войск. Нельзя призывать к прекращению междоусобной бойни. Нельзя рассуждать о подчиненности украинского правительства Вашингтону и Брюсселю. Нельзя положительно отзываться о России.

Подозрительно резко прерываются телефонные разговоры, и даже связь через скайп, стоит только завести разговор на политическую тему, с критикой в адрес правительства.  Опасно опрометчиво пускаться в политические рассуждения с коллегами по работе. Неосторожное словцо может стоить вам работы. Доносительство поощряется, выдается за особую форму патриотизма. Желающих избавиться от конкурента таким способом, и продвинуться через его голову по карьерной лестнице, хоть отбавляй. Война срывает маски, обнажая клыки на лицах, которые еще вчера вам улыбались.

Украинские СМИ вольготно рассуждают о том, как быстрее дерусифицировать Украину (3). Среди рекомендуемых мер – вывести русский язык за рамки учебного процесса, прекратить рассуждения на тему русского языка, как второго государственного, ограничить присутствие русскоязычной печатной и музыкальной продукции на украинском рынке.

То, что таким образом будут ломаться и затаптываться в грязь культура и традиции миллионов граждан Украины, причисляющих себя к русскоязычным, Киев не беспокоит.  Хотя именно такая политика превратила спокойную Украину в очаг вражды.

Примечания:

1) «СБУ будет бороться с паническими настроениями украинцев в Сети» («Русская весна», 29.08.2014)

2) «СБУ просит Интернет-ассоциацию заблокировать сайты сепаратистов» («Корреспондент.net», 04.082014)

3) «События на Украине: УкрСМИ обнародовали план дерусификации» («Голос Севастополя», 23.08.2014)

Владислав Гулевич, политолог, аналитик Центра консервативных исследований факультета социологии международных отношений МГУ

01.09.2014

Источник: interaffairs.ru