В Турции приступили к реализации законопроекта, который позволит беспрецедентно расширить полномочия Службы национальной разведки (MIT). Соответствующую реформу ранее одобрил президент страны Абдулла Гюль. Теперь разведслужбе разрешено перехватывать частные телефонные разговоры и заниматься сбором данных, которые "могут иметь отношение к терроризму и международным преступлениям". Впрочем, эксперты убеждены: в действительности этот шаг - часть "форсированного наступления" властей на их политических оппонентов.

Проект поправок к закону "О службах государственной разведки" был вынесен на рассмотрение Меджлиса (турецкого парламента) в конце февраля. Авторами законопроекта стали двое депутатов от Партии справедливости и развития премьера страны Реджепа Тайипа Эрдогана. Незадолго до того, как в парламенте начались дебаты о будущем разведслужбы, премьер объявил войну своим противникам - анонимным авторам скандального компромата на него и членов его окружения (см. "Ъ" от 25 февраля). Господин Эрдоган пообещал бросить все силы на то, чтобы вычислить и наказать недоброжелателей. Те опубликовали на сайтах Twitter и YouTube аудиозаписи телефонных разговоров премьера, пытаясь доказать его вовлеченность в масштабные коррупционные схемы.

Служба национальной разведки (ее возглавляет Хакан Фидан - один из ближайших соратников господина Эрдогана) как раз и стала опорой главы правительства в борьбе с "предателями". Ими с подачи самого премьера принято считать последователей живущего в США исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена. Существует мнение, что выходцы из культурно-религиозного течения, которое возглавляет господин Гюлен, особенно сильны в турецких полицейских структурах и судебных органах. В их рядах минувшей зимой были проведены масштабные чистки и кадровые перестановки.

"После серии коррупционных скандалов Эрдоган нанес удар по структурам, близким к Гюлену, фактически загнав их в подполье,- заявил "Ъ" старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский.- В этом большая заслуга Службы национальной разведки, которая провела серьезную работу, чтобы установить, где именно противники премьера особенно сильны. Люди Эрдогана сумели выявить узловые звенья, по которым нужно было нанести удар, и нанесли его грамотно".

С этой точкой зрения согласен профессор стамбульского университета Айдын, в прошлом сам разведчик Саит Йылмаз. Он убежден, что реформа СНР - "новый этап форсированного наступления" лидера страны на его противников. "Последние несколько лет разведка и так служила интересам правящей верхушки. Теперь же она окончательно превратится в орган, целиком подотчетный Эрдогану",- говорит эксперт. О расширении полномочий разведслужбы он отзывается негативно: "Включить в задачи разведки борьбу с терроризмом - это одно. А интерпретировать эти задачи в своих интересах, что, по всей вероятности, и намерены сделать власти,- совершенно другое. Сейчас правительство использует весь потенциал разведки, чтобы поставить точку в борьбе со своими противниками".

Вместе с тем эксперт предупреждает: "Эта реформа может толкнуть Турцию в пропасть авторитаризма". Он убежден, что наделение СНР сверхполномочиями "не сулит стране ничего хорошего". "Во всех цивилизованных государствах за внутреннюю и внешнюю разведку отвечают разные органы, а здесь все будет осуществляться из единого центра",- объясняет он.

В рамках новых, расширенных полномочий СНР также получает право прослушивать частные телефонные разговоры и вести сбор данных, якобы имеющих отношение к "международным преступлениям". Усилены и меры наказания на случай утечки этих данных и их незаконного разглашения: десять лет тюремного заключения "для журналистов и других лиц", отмечается в новой версии закона. Зато агентов разведки полностью освободят от уголовной ответственности.

Ольга Кузнецова

29.04.2014

Источник: kommersant.ru