26 января 1949 года на взлетно-посадочную полосу стамбульского аэропорта приземлился самолет, на носу которого был изображен белоголовый орлан – государственный символ США. Это был главный борт страны, на котором обычно летал президент Гарри Трумэн. Но на этот раз с трапа сошел 63-летний новоизбранный патриарх Константинопольский Афинагор, который до этого свыше 18 лет был архиепископом и экзархом Северной и Южной Америки.

На следующий день после прибытия Афинагора в Стамбул, в Фанаре (историческом районе города, где расположена резиденция патриарха) в соборе Святого Георгия состоялась интронизация нового главы Константинопольской церкви.

Избран на этот пост он был еще 18 октября 1948 года, 11 голосами из 17 членов Синода. Не помешало то, что Афинагор ранее не был гражданином Турции, а это противоречило постановлениям правительства этой страны о выборах патриарха. Поступили просто: префект Стамбула накануне избрания выдал Афинагору турецкий паспорт, миновав все формальности и длительные процедуры.

18-15-1-1.jpg

Так началось 23-летнее служение Афинагора (в миру Аристоклис Спиру) на посту Вселенского, или Константинопольского, патриарха. В историю он вошел в первую очередь как инициатор сближения Римско-католической и Константинопольской православной церквей и снятия взаимных анафем XI века. Но произойдет это в 1965 году. А в году 1949-м он только-только занял трон. Связанные с этим обстоятельства до сих пор вызывают споры в церковных и светских кругах, а порой рождают головоломные конспирологические конструкции и попросту домыслы.

Кто похитил патриарха?

В статье, подготовленной в качестве доклада для конференции «Всеправославное совещание 1948 года и духовная безопасность современной России», организованной и проведенной 1 июня с.г. года в Москве Аналитическим центром святого Василия Великого, протоиерей Андрей Филлипс (РПЦЗ) пишет:

«В 1948 году личный самолет президента Трумэна приземлился в Стамбуле. На борту находились безжалостные правительственные агенты, прилетевшие, чтобы похитить патриарха Константинопольского Максима V (Вапордзиса). Как рассказал мне его тогдашний архидиакон и очевидец событий, епископ Бирмингемский Ириней (ум. 2009), отстаивавшему православное предание патриарху, угрожая, приказали войти в самолет, иначе он в лучшем случае навсегда исчезнет. Поэтому он был отправлен в ссылку в Швейцарию до своей смерти в 1972 году. Он был заменен американской марионеткой, амбициозным греческим архиепископом Америки Афинагором, греческим националистом, экуменистом и модернистом. Вскоре он, когда было нужно, прилетел в Стамбул на том же президентском самолете. Очевидно, неканоническое низложение патриарха-традиционалиста Максима и его неканоническая замена с тех пор привели к порабощению Константинопольского патриархата Государственным департаментом США».

Сильный сюжет… Не менее интригующую версию можно увидеть, например, на сайте «Русь-фронт» (Православный информационный вестник), где в статье «ЦРУ и Всеправославный собор: некоторые интересные факты» утверждается, что избрание Афинагора Вселенским патриархом было во многом заслугой американских масонов (ну куда ж без них-то!) и разведчиков.

Попробуем отделить зерна от плевел. Для начала рассмотрим ситуацию с предыдущим главой церкви.

Андрей Филлипс изложил настоящий сюжет триллера: тут и группа захвата, и похищение. Трудно при этом судить о свидетельствах очевидца, на которого ссылается протоиерей, ведь того уже нет в живых. Тем более затруднительно, если знать, что по многочисленным свидетельствам, подкрепленным документами, все было иначе.

В 1947–1949 годах американские спецслужбы внимательно следили за непростой ситуацией в Фанаре и докладывали о ней в Вашингтон. Вот цитата из рассекреченного доклада стамбульского агента ЦРУ от 20 марта 1947 года, еще до избрания Афинагора, но уже после появления информации о психическом нездоровье Максима, который фактически отошел от дел, но формально продолжал возглавлять Константинопольскую церковь:

«Информированные турецкие круги признают, что если медицинская комиссия обнаружит неизлечимую болезнь патриарха, то турецкие власти будут настаивать на его отставке и немедленном избрании преемника, чтобы положить конец нынешней амбивалентной ситуации на Фанаре. <…> В настоящее время правительство Турции стремится к тому, чтобы Фанаром руководил сильный человек, который смог бы справиться с (Московским. – «НГР») патриархом Алексием и религиозной политикой, проводимой Россией».

Патриарха Максима обвиняли в русофильстве и даже в советофильстве. Упреки, в первую очередь со стороны властей, умножились после поездки делегации Константинопольской патриархии на празднование 500-летия автокефалии Русской церкви. В Москву поехал экзарх Константинопольского патриарха в Европе митрополит Фиатирский Герман Стринопулос, но объясняться пришлось самому Максиму. Летом 1948 года он говорил в интервью турецким журналистам: «Некоторые меня называют коммунистом. Может ли им быть настоящий священник? Это значит отрицать Бога! Утверждают, что я поддерживаю связь с Москвой. Должно быть, известно, что в Москве есть церковь, с которой я поддерживаю отношения». Но оправдываться было поздно: Турцию патриарх Максим не устраивал.

Не устраивал он и Грецию, влиятельного игрока в деле избрания Вселенского патриарха. Греческие власти были разочарованы тем, что во время официального визита в мае 1947 года в раздираемую гражданской войной страну патриарх Максим, встреченный с большим почетом королем Павлом I, не встал однозначно на сторону монархистов и не заявил о своей поддержке монарха. Он также не осудил и вторую сторону конфликта – коммунистов, а лишь в обтекаемой форме призвал греческий народ прекратить «братоубийственное бичевание».

21 мая 1947 года агент ЦРУ докладывал: «Появилась информация о том, что греческое правительство желает назначения Хрисанфа, бывшего митрополита Трапезундского, преемником Максима в качестве патриарха Православной церкви в Стамбуле. Хрисанф характеризуется как греческий националист, настроенный антитурецки. Вероятней всего, турки никогда не примут назначение Хрисанфа... Патриарх Максим отправляется в Афины по просьбе греческого правительства, чтобы проконсультироваться со специалистами в связи с его болезнью. Если ее сочтут неизлечимой, то он будет уверен в том, что его отставка в качестве патриарха будет принята».

Все шло к тому, что Максим уйдет с поста. Так и случилось. В мае 1947 года он уехал на лечение в Афины, а 18 октября 1948 года Священный синод Константинопольской церкви принял его отставку по причине болезни. Официально было объявлено о его психическом расстройстве. Из Греции он уехал в Швейцарию на лечение, а впоследствии был назначен титулярным митрополитом Эфесским, каковым и оставался до конца жизни.

Вполне возможно, что патриарх Максим был введен в заблуждение. Его могли через ближайшее окружение и подкупленных врачей убедить в том, что он неизлечимо болен, чего на самом деле не было. Косвенно это подтверждают такие строки в аналитическом обзоре «Позиция коммунистического государства по отношению к православной церкви», составленном в 1952 году для американской разведки: «Тот факт, что патриарх Максим был вынужден подать в отставку, объясняется не только причиной нездоровья, но и политическими мотивами, так как, по мнению турецкого правительства, он не придерживался антисоветского направления» (Цит. по книге: Т.В. Волокитина, Г.П. Мурашко, А.Ф. Носкова «Власть и церковь в Восточной Европе. 1944–1953 гг. Документы российских архивов». РОССПЭН, 2009.)

«Двадцатый век Фокс» благословляет

В мае 1948 года председатель Совета по делам РПЦ Георгий Карпов сообщал в докладной записке на имя заместителя председателя Совета Министров СССР Климента Ворошилова: «Начиная с 1946 года американцами при содействии греческого правительства разными путями ведется подготовка к тому, чтобы на Вселенский патриарший престол в Константинополе поставить своего человека, враждебного Советскому Союзу, тогда как Вселенский патриарх Максимос высказывался в свое время в пользу сближения с Русской церковью. На его место намечается архиепископ Нью-Йоркский Афинагор, грек по национальности, американский подданный».

В Москве было известно, что в США включились тайные механизмы, которые должны были помочь Афинагору стать Вселенским патриархом.

На борту президентского самолета, летевшего в 1949 году в Стамбул, Афинагора сопровождал известный американский продюсер, киномагнат и владелец киностудии «20th Century Fox» Спирос Скурас, грек по происхождению.

Скурас в то время – один из столпов кинопроизводства в США. Он вхож не только в круги бизнес-элиты страны, но и в Белый дом, он – самый влиятельный греческий лоббист в США. В первые же дни после нападения фашистской Италии на Грецию Спирос Скурас, при активной поддержке и непосредственном участии архиепископа Афинагора, вместе со своими родными братьями и партнерами по бизнесу Джорджем и Чарльзом создает Общество помощи грекам в войне (Greek War Relief Association). Эта организация американской диаспоры эллинов оказывала гуманитарную помощь Греции в годы Второй мировой войны.

Практически одновременно архиепископ Афинагор создает американское молодежное движение Ellenike Orthodoxe Neolaia, главной задачей которого ставилась тоже помощь воюющей с фашистами Греции.

Недавно ЦРУ обнародовало фрагменты переписки Уильяма Донована, руководителя OSS (Управление стратегических служб, предтеча созданного в 1947 году ЦРУ) и архиепископа Афинагора. Обсуждалось участие американской греческой диаспоры в войне против фашизма.

14 мая 1942 года Донован пишет Афинагору:

«Ваше Святейшество!

Отчеты и описания, касающиеся греко-американской молодежи призывного возраста, любезно подготовленные Вами, поступают в полном объеме.

Внимание, которое Ваше Святейшество уделяет этому важному делу, отражает большой интерес к нашим Вооруженным силам, и я хочу выразить свою глубокую признательность за Вашу лояльную и патриотическую помощь.

Искренне Ваш,

Уильям Донован»

16 июля того же года Афинагор шлет Доновану ответное письмо, где, в частности, говорится:

18-15-2.jpg

«Я готов взять на себя любые обязательства и пожертвовать чем угодно, чтобы сделать все возможное для нашей любимой страны, которая борется за всеобщее освобождение, справедливость и за Новый День, который обязательно наступит. <…> Будьте уверены в том, что при первой возможности я приеду в Вашингтон, чтобы встретиться с Вами лично и выразить свое искреннее восхищение Вами».

Афинагор сделал много полезного в период своего служения и для Америки, и для Греции. Количество общин в США возросло со 119 до 350, появилась семинария Святого Креста в Бостоне и другие учебные заведения. Под руководством Афинагора был разработан и введен в действие новый устав архиепископии, действовавший до 1977 года. Греки ценили его за помощь во время войны и разрухи. Репутация Афинагора была высока. Естественно, многие влиятельные американцы и греки были бы рады видеть его на посту Вселенского патриарха. Как, вероятно, и он сам.

Но, разумеется, Афинагор не мог по своему статусу просить в этом деле у кого-либо помощи напрямую. А кто же мог походатайствовать за него?

ЦРУ рассекретило и обнародовало примечательный документ, который позволяет построить интересную гипотезу. Документ этот – вовсе не агентурное донесение и не аналитическая сводка, а письмо на бланке принадлежавшей Джорджу Скурасу (родному брату Спироса Скураса) сети кинотеатров Skouras Theaters Corporations. Оно было написано 26 августа 1950 года и адресовано тогдашнему главе ЦРУ, генерал-лейтенанту Уолтеру Беделлу Смиту. О чем же пишет магнат кинопроката главе крупнейшей американской спецслужбы?

«Дорогой генерал!

Словно веяние свежего воздуха я почувствовал, когда прочитал в газетах о том, что Вы дали согласие занять пост главы Центрального разведывательного управления.

Я служил в OSS в Греции и на Ближнем Востоке в 1944 году, и я осознаю важность наличия жесткой организации для выполнения определенной цели.

Полагаю, что Вам предстоит огромная и сложная работа, и если Вам в любое время понадобится объективная информация или другое содействие, я буду искренне рад быть полезным Вам и Центральному разведывательному управлению».

В ответном письме Джорджу Скурасу генерал Смит поблагодарил его за теплые слова и отметил, что «администрация и широкая общественность прекрасно осведомлены о необходимости создания эффективной разведывательной организации». «Я с уверенностью могу рассчитывать на искреннюю поддержку и помощь с любой стороны», – добавил генерал.

Таким образом, цепь замкнулась: Джордж Скурас – Спирос Скурас – Афинагор. Бывший агент или даже сотрудник OSS Джордж Скурас вполне мог пролоббировать в США кандидатуру Афинагора, используя свои связи не только в спецслужбе, но и во влиятельных бизнес-кругах. К этой работе, очевидно, подключился брат Джорджа – Спирос, иначе трудно объяснить то, что он взялся сопровождать Афинагора на борту летевшего в Стамбул самолета. Рекомендации по кандидатуре Афинагора не требовались в разъяснениях – он был лично знаком не только с бывшим руководителем OSS Донованом, но и с президентом США Гарри Труменом, который, кстати, и проводил его к трапу самолета перед отлетом на интронизацию.

Разумеется, не было никакой спецоперации по похищению предшественника, не было никаких голливудских шпионских страстей (даром что братья занимались кинематографом). Все решалось закулисно – по дипломатическим и разведывательным каналам. Это была обычная лоббистская работа, без которой не обходятся ни политика, ни бизнес, ни церковь. Таким образом ЦРУ, пусть и косвенно, но участвовало в продвижении Афинагора на трон Вселенского патриарха.

США выиграли у СССР эту партию: Афинагор подтвердил свою репутацию антикоммуниста уже 27 января 1949 года, во время своей интронизации. Он призвал к сотрудничеству христиан различных направлений и мусульман «для борьбы против коммунистической опасности, которая угрожает личной свободе и всему цивилизованному миру». В этом заявлении содержались зерна будущих двух основных направлений деятельности патриарха – антикоммунизм и экуменизм.

Алексей Казаков, литератор, историк, член Союза литераторов РФ и Союза журналистов РФ

16.10.2018

Источник: http://www.ng.ru/ng_religii/2018-10-16/15_452_patriarch.html

Патриарх Варфоломей и Фетхуллах Гюлен — давние друзья и «братья по оружию»

За несколько часов до путча военных в Турции в 2016 году в резиденцию Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея были брошены резиновые бомбы с горючей смесью, после чего Варфоломей срочно покинул Турцию. В страну он вернулся, только когда с путчистами было покончено и опасность миновала. Варфоломей утверждает, что бомбы в его резиденцию бросали путчисты — члены «террористической организации FETO» во главе с Фетхуллахом Гюленом. Но, похоже, Национальной разведывательной организации Турции (MIT) объяснения православного иерарха убедительными не показались.

По данным ряда турецких СМИ и греческого журнала Epikaira, турецкие спецслужбы более полутора лет ведут слежку за Варфоломеем, выясняя его истинную роль в путче. Действовать напрямую — вызвать Варфоломея повесткой на допрос, турецкое правосудие не может: это чревато осложнением отношений Анкары с США.

Константинопольский патриархат иногда называют «теневым посольством США в Турции». Варфоломей — негласный осведомитель Вашингтона за «правильным поведением» Анкары. Донесения патриарха в Вашингтон, как правило, заканчиваются следующим: каждый год члены Конгресса США после резолюций и писем Варфоломея «выражают недовольство» тем, как Анкара относится к православию в Турции — сиречь Вселенскому патриархату. Ежегодное выражение Конгрессом своей особой озабоченности на этот счет — косвенное доказательство сотрудничества Фанара (квартал в Стамбуле, где расположен Константинопольский патриархат ) с дипломатией и спецслужбами США.

В действительности, Фанар в Турции — по сравнению с теми же мусульманами-алавитами или Армянской апостольской церковью — находится в привилегированном положении, благодаря «крыше» от спецслужб США, ссориться с которыми Анкара никогда не рисковала. Частью этой «крыши» в глазах Анкары является базирующийся в Нью-Йорке православный «Орден апостола Андрея Первозванного», сформированный по подобию католических монашеских орденов и подчиненный лично Варфоломею. Магистры ордена носят античный титул архонтов. Считается, что такой «архонт» пинком ноги может открыть высокий правительственный кабинет в любой стране, где у Фанара есть свои интересы. Главный архонт — своего рода великий православный магистр носит титул национального командора. Нынешний национальный командор Антониос Ламбриакис в 2002 году пинком ноги открыл кабинет премьера Турции Абдуллы Гюля, после чего Гюль — в рамках своих планов по введению Турции в Евросоюз — согласился расконсервировать Халкидонскую духовную семинарию.

Греческую семинарию на острове Хейлебели (Халки) власти Турции закрыли в 1971 году в рамках закона, запрещающего работу в Турции частных высших учебных заведений. Семинария формально была греческой, финансировалась из США, а в 1971 году турки небезосновательно полагали, что через Фанар идет нить к «черным полковникам» в Греции, а от них — к американским спецслужбам. На семинарию в Халки турки традиционно смотрят как на грекоязычный плацдарм Вашингтона, через который американцы готовят новый Севрский договор (во французском Севре в 1920 году был произведен раздел бывшей Османской империи).

16 лет назад премьер Абдулла Гюль сдал по вашингтонскому плацдарму в Халки все позиции перед Антониосом Ламбриакисом — даже не православным епископом, а частным лицом, преподавателем радиологии на медицинском факультете. Довольно хорошо известно, что исследования по радиологии — диагностике и лечению заболеваний с помощью рентгеновских лучей в США проводятся при активнейшем участии Пентагона, НАСА и спецслужб. Данный факт породил у турецкого общества подозрение: доктор-командор на самом деле агент ЦРУ, а проевропейский Гюль мог находиться с ним в предварительном сговоре.

После подавленного летом 2016 года переворота военных основная задача Гюля — опровергать, что он давно дружит с Фетхуллахом Гюленом. Как сообщает турецкая пресса, во время переворота Гюль убеждал президента Турции Реджепа Эрдогана не «идти по пути латиноамериканских диктаторов», а вести переговоры с оппозицией. А в июле прошлого года помощник Фетхуллаха Гюлена Осман Шимшек написал в соцсетях: Абдулла Гюль и экс-премьер Турции Ахмет Давутоглу навестили Гюлена в его личной резиденции в Пенсильвании. Гюль поспешил заявить, что никогда не встречался с главой запрещенной в Турции организации. На что Шимшек припомнил Гюлю его же слова: «Я так скучаю по Ходже-эфенди…» (титул Гюлена в среде его почитателей).

Возвращаясь к духовной семинарии в Халки: Эрдоган, если верить заявлениям Варфоломея, пообещал открыть семинарию этой осенью. Это значит, что 16 лет спустя после обещаний Гюля духовную школу не открыли. Судьба семинарии зависит от амплитуды перемены отношений Анкары к Вашингтону и Евросоюзу: когда отношения теплеют, то надежда Фанара растет. Надо сказать: для Русской православной церкви выгоднее, в целом, чтобы турки на месте семинарии сделали мусульманское медресе. Ни один студент не стал известным богословом. Преподаватели учились и повышали квалификацию за рубежом — порою вообще в католических и протестантских колледжах Европы и США.

Семинария традиционно была не светочем православной мысли, а теневой богословской комиссией, выполняющей деликатные поручения Фанара. На основании вынесенного в 1913 году богословского заключения семинарии с Афона с помощью русских властей изгнали более 700 русских монахов-имяславцев как «еретиков». Солдаты гнали монахов из келий прикладами и штыками, поливали ледяной водой из шлангов, что стоило многим имяславцам жизни. Позже выяснилось, что богословы из Фанара путем тонкой лжи и русскими руками делали Святую гору «свободной от русских». Поскольку значительная часть российских православных возмутилась участием царских властей в «афонском погроме», греки разожгли пожар смуты в российском государстве и раскола в Русской церкви.

В 1920 году, когда в России бушевала гражданская война, профессура островной семинарии составила так называемое «Окружное послание ко всем христианским церквям». Данным посланием местоблюститель престола Вселенского патриарха митрополит Дорофей (Мамеллис) провозглашал смерть российского государства и Русской церкви, звал паству Русской церкви к переходу под омофор Константинополя. Турки считают Мамеллиса предателем родины. И заслуженнно. Родившийся и выросший в Турции, обязанный ей всем, Мамеллис после 1918 года призывал на международных конференциях к уничтожению Османской империи как государства. Мамеллис умело втянул в свои интриги некоторых осевших в Европе армянских беженцев из Анатолии. Безуспешная война Фанара за свободу понтийских греков от турок «вплоть до последнего армянина» развязала руки турецкой антиармянской пропаганде на годы вперед, а также послужила причиной массовой депопуляции греческого населения Турции.

Фанар активно работает над тем, чтобы малоазийским грекам в Турции жилось как можно хуже — ведь тем больше у Штатов будет компромата и рычагов влияния на «мягкое подбрюшье НАТО». В историю мирового православия семинария в Халки вошла тем еще, что в начале XX века разработала так называемую «фанарскую доктрину» — объединение всех православных сообществ, включая раскольничьи, в «Единую православную церковь» под эгидой Вселенского патриарха. Соблазн православного экуменизма родился в Константинополе в 1918—1920 годах — задолго до появления экуменизма католического в вариации Второго Ватиканского собора и папы Иоанна Павла II.

Фетхуллах Гюлен с Фанаром в плане экуменизма — родственная душа. Гюленовская доктрина «умеренного» или «теплого» ислама предполагает популярный среди либералов формат расширенного межрелигиозного диалога. В ходе этого диалога по-гюленовски стираются вероучительные и культурные границы, защищающие религиозную традицию и основанную на этой традиции цивилизацию. Патриарх Варфоломей и другие фанарские иерархи — постоянные участники гюленовских мероприятий по межрелигиозному диалогу. Первая встреча Варфоломея с Гюленом состоялась в 1996 году. Сайт финансируемого США международного фонда «Journalists and Writers Foundation» (JWF) назвал ее «первой за историю Турецкой Республики встречей греческого православного патриарха с лидером турецких мусульман». О том, что лидер турецких мусульман — глава Управления по делам религии (Дияната), а Гюлен выше простого имама в структуре Дияната не дорос, в JWF «деликатно промолчали».

Близкие к Гюлену ресурсы противопоставляют основателя запрещенных в России «Нурджулар» Диянату, связывая Диянат с Реджепом Эрдоганом — злейшим врагом Гюлена на сегодняшний день. «Гюлен, который выступает за сотрудничество и взаимопонимание между последователями разных вер, встречался с католическим понтификом Иоанном Павлом II, православным патриархом Варфоломеем и многими другими, — торжественно сообщал в 2015 году сайт образовательного проекта Гюлена Hizmet («Служение»). В школы «Хизмета», если верить сайту, предстоятель Фанара вовлекает и свою подрастающую паству, и прихожан из других христианских церквей. Данный факт хорошо виден на примере христианских стран Прибалтики, где гюленисты активно работают с молодыми православными, католиками и лютеранами.

Сторонники Гюлена из Прибалтики, Норвегии, Швеции, Украины, Белоруссии в апреле 2016 года организовали в рижском культурном центре Splendid Palace «Международный фестиваль культуры и языка».

«Благодаря сочетанию умеренного ислама, филантропии и межрелигиозного диалога, „Хизмет“ показывает, что религия это не опиум для народа», — рапортовали адепты «Ходжи-эфенди» три года назад. Но, к их вящему сожалению, режим Эрдогана «все более уверенно движется к тому, чтобы закрыть сеть частных школ „Хизмет“ в Турции и за ее пределами», а президент Турции намерен «задушить движение».

Варфоломей лично выражал Гюлену свое «пастырское благословение» в интервью газете Chiсago Tribune в 2012 году. «Он строит мосты, а религия и должна строить мосты. Вот почему мы нуждаемся в межрелигиозном диалоге. Его идея состоит в том, чтобы объединять во благо человечества всех верующих людей. Не должно остаться больше разделяющих людей религиозных фанатиков», — говорил Вселенский патриарх о Гюлене. Православно-мусульманский диалог на платформе Гюлена Варфоломей назвал «более позитивным, чем он мог вообще себе представить».

Виден скрытый смысл этих слов. Дескать мусульмане, особенно турецкие, для греков всегда были злейшими врагами, и только Гюлен оказался «лучом света в темном царстве». И потому Его Блаженство патриарх Варфоломей настоятельно рекомендует лидерам всех религий обращаться к «Ходже-эфенди» как идеальному переговорщику с исламским миром.

Православным сербам, которых Варфоломей более 20 лет опекает своими визитами по Косово, Гюлен не помогает, а вредит. По свидетельству депутата Европарламента от ФРГ Ребекки Хармс, «премьер» Косово Хашим Тачи — ученик Гюлена. В конце марта из Косово в Турцию по запросу турецких спецслужб были депортированы шестеро турок — ведущих функционеров FETO на Балканах. Джихан Озкан отвечал за сбор финансов с балканских последователей и отправку этих средств в штаб- квартиру FETO в Пенсильвании. Осман Каракая как судебный эксперт ранее фабриковал в пользу FETO материалы судебно-медицинских экспертиз в ходе следствия по путчу 2016 года, а ранее — на процессах по делу «Эргенекона» и «Кувалды» (инспирированные Гюленом несостоявшиеся путчи военных и националистов в 2003 и 2007 годах — EADaily). Хасан Гюнакан отвечал за подбор кадров для балканских школ FETO «Гюлистан» и «Мехмет Акиф».

В 2016 году турецкое руководство потребовало от Белграда закрытия в Сербии сети гюленовских школ «Хизмет». Гюленовские лицеи в Сербии и активнейшая деятельность FETO в Косово — важные косвенные свидетельства того, что «Ходже-эфенди» на Балканах содействовал Варфоломей. Друг без друга в православном регионе они действовать не смогли бы.

Как видим, Варфоломей — не только давний друг, но и ближайший союзник Гюлена. Последний с 1999 года постоянно проживает в США, руководя оттуда внушительной империей, которая, впрочем, в последние годы значительно ослабла. А патриарх Варфоломей все больше напоминает руководителя американской креатуры непосредственно в Турции, своеобразного американского резидента на ближневосточном фланге НАТО. Оба критически нуждаются в поддержке Вашингтона, какая бы администрация не находилась в Белом доме. Тот и другой представляют потенциально очень серьезную опасность лично для нынешнего турецкого лидера Эрдогана. Гюлен уже внесен первым номером в «черный список» хозяина «Аксарая» (резиденция президента Турции). Варфоломею пока удается пребывать вдали от этого «регистра врагов» Эрдогана, но его связи с «Ходже-эфенди» рано или поздно станут достоянием гласности. Со всеми вытекающими из этого выводами для турецкого правительства и бессменного лидера страны. Поэтому долг Турции — добиться ареста и суда над предстоятелем Фанара. Государственная измена и терроризм — только часть деяний, которые может инкриминировать Вселенскому патриарху турецкое правосудие.

Стоит задуматься насчет вероломного патриарха из Стамбула и правосудию российскому.

Александр Ашуров,

11.10.2018

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/11/patriarh-varfolomey-i-fethullah-gyulen-davnie-i-bratya-po-oruzhiyu