Двое граждан Российской Федерации, задержанные в Крыму за шпионаж в пользу Украины, взяты под стражу. Меру пресечения в виде ареста 29 сентября избрал в отношении подозреваемых Московский окружной военный суд.

Ранее в Центре общественных связей ФСБ РФ сообщили, что задержанные в Симферополе Долгополов Дмитрий Александрович и его знакомая Сухоносова Анна Станиславовна «собирали и передавали спецслужбам Украины составляющие государственную тайну сведения о деятельности частей и соединений Черноморского флота».

Мужчина — военнослужащий. Проходил службу в одной из частей на территории полуострова. И он уже дал признательные показания. Рассказал, что «передавал секретную информацию в Главное управление разведки Министерства обороны Украины».

Кстати, на украинскую военную разведку работал и задержанный в ноябре 2016 года в Севастополе бывший сотрудник штаба ЧФ РФ, капитан второго ранга запаса Леонид Пархоменко. Он тоже собирал и передавал на «ту сторону» секретные сведения о деятельности Черноморского флота.

Но здесь в большей степени показательна реакция, которую транслируют СМИ «незалежной». Они называют Долгополова «предателем Украины» и приводят «шокирующие подробности» его биографии, подброшенные «по горячим следам» через соцсети пресс-секретарем Генштаба ВСУ Владиславом Селезневым.

А он написал следующее:

«Дима Долгополов. Служил в рядах ВС Украины — майор, заместитель по работе с личным составом в артиллерийском дивизионе в Симферополе, в 2014-м предал присягу и перешел на службу к оккупантам, потому что там больше денег платили».

При этом автор выразил сомнение в том, что задержанный ФСБ Долгополов «действовал в Крыму под глубоким прикрытием, потому что он специалист по „погружениям“ в других сферах».

Официальной реакции Киева на сообщение о задержании его агентов в Крыму, пока не последовало.

Не очень много известно об Анне Сухоносовой, которая названа сообщницей Долгополова, и которую взяли в той же квартире одной из многоэтажек Киевского района Симферополя. Какие отношения связывали пару — личные или только «рабочие» — неясно. Но оба проходят по одному уголовному делу, которое возбуждено по статье 275 УК РФ «Государственная измена».

Впрочем, в открытом доступе кое-какую информацию о женщине найти все-таки можно. Хотя бы в двух резюме, которые в апреле 2015 года она разместила на рекрутинговом портале для работодателей.

Из них следует, что Анна родилась 20 мая 1980 года и ей 37 лет. Город проживание — Симферополь. Образование — Институт профессионального образования по специальности «менеджер гостиничного бизнеса» и языковая школа в Австрии (округ Рорбах), где она два года — с 2006 по 2008 — изучала и совершенствовала немецкий язык.

Весной 2015-го Сухоносова, работавшая на тот момент частным преподавателем немецкого, искала вакансию внештатного переводчика. И — интересная деталь — в своем резюме она указала, что имеет практику технических переводов.

Себя же Анна описывает, как человека коммуникабельного, стрессоустойчивого, собранного, который имеет интерес к культуре стран и готов к командировкам и переезду в другой город.

Имеет ли все это отношение к тому, что ее теперь обвиняют в тяжком преступлении, сложно предположить. Следствие должно все расставить по своим местам.

Главный редактор журнала «Национальная оборона», военный эксперт Игорь Коротченко назвал операцию по задержанию «шпионского дуэта» блестящей:

—  Российская контрразведка успешно вскрыла агентуру, внедрённую Украиной для сбора секретной информации о деятельности Черноморского флота и в целом Вооруженных сил России в Крыму. То есть, в очередной раз разрушила недружественные планы украинских спецслужб на полуострове.

Задержание было осуществлено с поличным. Что свидетельствует о высоком профессионализме органов контрразведки ФСБ.

С другой стороны, это говорит о том, что Украина активно реализует практику вербовки агентуры и создания агентурных сетей на территории России, рассматривая нашу страну, как вероятного противника. Это серьезный фактор, который очевидно будет и в дальнейшем учитываться нашими специальными службами.

«СП»: — Почему на Украине задержанного ФСБ Долгополова назвали «предателем»?

— Нигде и никогда спецслужбы, чьи агенты провалились, не подтверждают, что это их люди. Поэтому наивно было бы ожидать, что Украина сейчас признает в арестованных своих шпионов. Будут отрицать. Использовать информационные провокации. Врать.

Но в данном случае нам признания Украины не нужны. Нам важны улики, которые изъяли, важна та доказательная база, на основании чего, собственно, и будет вынесен дальше приговор.

«СП»: — А кто в реальности может стоять за украинской военной разведкой, на которую работал задержанный офицер, по его собственному признанию?

— Как известно, военная разведка Украины и Служба безопасности Украины сегодня активно взаимодействуют с рядом спецслужб НАТО. Поэтому очевидно, что добываемая информация передается Киевом, в том числе и в разведцентры западных государств.

Что касается конкретно этих людей, то все будет установлено в ходе следствия — были они связана с западными спецслужбами, или просто работали на украинскую разведку…

«СП»: — Насколько разветвленной может быть шпионская сеть Украины на полуострове?

— Мы не можем исключать, что есть и другая агентура. Разумеется, разведка и контрразведка всегда находятся в противостоянии друг другу. Наши контрразведывательные подразделения работают, исходя из того, что иностранная агентура присутствует в России, в том числе и на территории российского Крыма.

Поэтому в данном случае работает система контрразведывательных мер, в результате которых эта агентура вскрывается и изобличается. Естественно, Украина, рассматривая Россию в качестве своего вероятного военного противника, свои усилия концентрирует именно в работе на российском направлении.

Руководитель крымского ИА «News Front» Константин Кнырик поделился своим взглядом на шпионскую проблему:

— После успешного возвращения Крыма на родину — в Россию, украинские власти еще где-то с год примерно в себя приходили. А как раз с 2015-го началась активная вербовочная работа с их стороны.

У нас ведь действительно есть серьезная проблема. То есть, президент В.Путин по время присоединения Крыма к России дал четкие гарантии, что те, кто работает, все будут работать и дальше.

А среди этих людей (в том числе, в специальных службах, военных организациях) могут оказаться и такие, кто под тем или иным предлогом постарался сохранить свои контакты с коллегами на территории Украины. Просто невозможно, чтобы в один миг оборвались все отношения и связи между теми, кто десятки лет работал бок о бок — в той же самой СБУ, условно говоря. Для Крыма это проблема. Потому что никакой «детектор лжи» и внутренние проверки выявить этого всего не могут.

И не секрет, конечно, что в 2015 году американские специалисты создали специализированный отдел, который занимается вербовкой агентуры именно на крымском направлении.

Единственное, что для меня было странным, — вся эта деятельность до сих пор велась нетипично.

«СП»: — Что значит, нетипично?

— Украинские спецслужбы занимались массовой вербовкой. Для этого где-то с 2016 года на пограничных пунктах пропуска в Крым с их стороны появились вагончики, где сидели сотрудники СБУ. Каждого выезжающего, кто вызывал у них какой-то интерес, они приглашали к себе на беседу.

И беседа строилась примерно так: «Вы же все равно едите туда, пофотографируйте нам по возможности, если технику какую увидите, или что-то еще. Мы ваш телефончик запишем, а когда будете возвращаться, снимки нам передадите, и расскажите, какие там цены, какая ситуация».

Процентов тридцать отъезжающих, условно, они таким образом обрабатывали. То есть, вербовочный процесс носил системный характер.

Светлана Гомзикова

29.09.2017

Источник: svpressa.ru