Хельсинская комиссия, состоящая из девяти членов американского Сената, такого же количества членов Палаты представителей, сотрудников Госдепа и Минобороны инициировала законопроект, в соответствии с которым США могут ввести широкомасштабные санкции против Азербайджана.

Азербайджанское издание Haqqin.az довольно детально ознакомилось с законопроектом и изложило его суть. Состоит она в следующем: санкции могут быть введены против членов правительства республики, распространиться на бизнес-круги, ведущие торговлю с США, сотрудников органов безопасности, силовых структур и судебной власти. Проект закона предполагает также введение финансовых санкций.

Как пишет издание, запрет на предоставление виз и отмену действующих всему политическому истеблишменту страны – президенту, премьер-министру, вице-премьерам, министрам, другим представителям власти и их семьям —  "всего лишь штрих … в целом комплексе агрессивных действий, который может быть направлен против всего азербайджанского государства. Главная фабула – немедленно прервать ВСЕ (!!!) экономические отношения с правительством, включая сотрудничество в энергетическом секторе. Законопроект также предполагает запрет на финансирование со стороны всех американских государственных органов проектов азербайджанского правительства, включая даже гуманитарные и медицинские".

"Самым вероломным и коварным" азербайджанское издание называет предусмотренное законопроектом снятие вето с 907-й поправки к Закону о поддержке свободы, предполагающей ограничение помощи правительству Азербайджана "по причине введения эмбарго и других агрессивных проявлений в отношении Армении и Нагорного Карабаха". Разумеется, в этой части законопроекта в Баку усмотрели старания влиятельной армянской диаспоры.

"Дальше – не только больше, но и хуже, — продолжает азербайджанское издание. – Законопроект предполагает введение запрета на деятельность Агентства торговли и развития США в нашей стране, а также речь идет о фактическом запрете институтам Европейского банка реконструкции и развития на сотрудничество с нашим правительством. Более того, правительству США рекомендуется блокировать все проекты Азербайджана в ведущих международных финансово-кредитных организациях – МВФ, Всемирном Банке и т.д.".

В соответствии с законопроектом, замораживаются все счета правительства Азербайджана, а также "счета, имеющие отношение к интересам членов правительства, их родственников, деловых кругов, которые так или иначе связаны с правительством. Накладывается арест на всю недвижимость страны, вводится запрет на деятельность всех бизнес-предприятий Азербайджана за рубежом".

Кроме того, в случае принятия закона, все бизнесмены, имеющие тесные связи с руководством Азербайджана, столкнутся с запретами и арестами счетов не только в США, но на всем Западе. Как пишет Haqqin.az, "Вашингтон уже намекнул на это, указав запрет ЕБРР на сотрудничество с Азербайджаном. …Как показывает опыт …. вслед за США, как правило, идентичные санкции вводит и младший брат – Евросоюз".

И еще одно немаловажное обстоятельство: представителям Азербайджана можно будет наведываться в США только в случае участия в переговорах по Карабаху.

По проекту закона, санкции могут быть отменены только в том случае, если Азербайджан освободит всех политзаключенных, подтвердит значительный прогресс в развитии демократических институтов и гражданского общества, а также обеспечит проведение свободных и справедливых выборов. То есть, официально законопроект предложен Конгрессу как ответ на "массовые нарушения прав человека" в Азербайджане.

О том, что они нарушаются, вряд ли кто-нибудь станет спорить. Впрочем, нарушаются они не только в Азербайджане, но и в других странах, включая сами США и, например, Украину, но в отношении последней драконовых угроз американцы не озвучивали. И хоть режим Алиева далеко не белый и не пушистый, надо думать, что его грозятся наказать вовсе не за нарушение прав человека, а за неподчинение США в самых разных сферах. В частности, за фактическое изгнание офиса ОБСЕ из Баку; за стойкое сопротивление вмешательству Запада во внутренние дела Азербайджана; за отсутствие американского контроля над энергоресурсами Каспия; за "неправильную" внешнюю политику Баку. Эти "еще" можно продолжить.

Словом, законопроект ориентирован на изоляцию Азербайджана — вопрос, однако, в том, будет ли он принят. Вполне возможно, что Вашингтон пока просто пугает Азербайджан санкциями, чтобы добиться от него тех или иных политических уступок. Каких именно – можно лишь гадать.

На поверхности же лежат: Сирия – Азербайджан предоставил России свое небо для переброски в эту страну военной техники; Азербайджан не присоединился к санкциям Запада против России; возможное присоединение Азербайджана к ЕАЭС. А также: создание пояса нестабильности вокруг России; присоединение Баку к решению о недопущении иностранной венной силы на Каспии; "сепаратные" отношения с Турцией; блокирование работы зарубежных неправительственных организаций в республике и их финансирования; подозрение, что Баку отдал карабахское урегулирование на откуп Москве.

Кстати, информация о законопроекте по санкциям появилась буквально за два дня до намеченной встречи президентов Армении и Азербайджана в Швейцарии – в последний раз Саргсян и Алиев встречались осенью 2014 года. Вряд ли фон, заданный законопроектом, носящим в отдельных своих положениях откровенно проармянский настрой, будет способствовать адекватности президентов во время их переговоров по карабахскому и армяно-азербайджанскому урегулированию.

Об "антиазербайджанском" характере законопроекта, представленного в Конгресс, заявил официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев. По его словам, инициатор документа – конгрессмен Крис Смит – находится под влиянием армянского лобби США, и вообще он "подготовлен армянским лобби в преддверии выборов в Конгресс". Гаджиев также подчеркнул, что такое положение дел может негативно повлиять на имидж США в глазах азербайджанской общественности.

Вероятно, Баку сильно преувеличивает возможности армянского лобби, но трудно не согласиться с главой делегации Азербайджана в ПАСЕ, руководителем рабочей группы по межпарламентским связям Азербайджан – США Самедом Сеидовым, заявившем о "признаках начала очередной антиазербайджанской волны". "Такие попытки были уже неоднократно, и я уверен, что и в дальнейшем эти силы будут работать против Азербайджана", — сказал он.

По его мнению, инициатива с законопроектом не имеет никакого "фактического значения" и "повлияет на страны, применяющие санкции". Ожидается, что ситуацию с законопроектом рассмотрит парламент Азербайджана.

Что касается отсутствия "фактического значения" проекта закона для Азербайджана: даже в том случае, если он не будет принят — а, скорее всего, так оно и будет, поскольку в случае утверждения законопроекта провалится лоббируемая США энергонезависимость ЕС от России и ограничение газового рынка для последней — то с этим можно поспорить.

Во-первых, знаменательно уже то, что законопроект вообще появился на свет. Во-вторых, документ носит выраженный характер шантажа. В-третьих, он является уже даже не звоночком, а набатом к тому, что Вашингтон поставил целью "освободить" Азербайджан от алиевского режима – недаром же официальные лица США уже неоднократно грозили властям Азербайджана "майданом".

В-четвертых, вышеупомянутые санкции направлены не только против чиновников Азербайджана, но и всего населения республики. В-пятых, "настроения" и намерения, зафиксированные в законопроекте, откровенно угрожают безопасности Азербайджана, включая финансовую. А угроза безопасности Азербайджана означает угрозу безопасности как минимум Южного Кавказа и государств Каспийского бассейна, включая Россию. И даже если законопроект не примут, давление на Азербайджан будет нарастать – до тех пор, пока он не сдаст свои суверенные позиции по всем направлениям внешней, внутренней и энергетической политики.  То есть, если не согласится на фактически внешнее управление страной.

Вот как прокомментировал появление американского законопроекта азербайджанскому изданию Report политолог Тофиг Аббасов: "В политических кругах Америки, в Сенате и Палате представителей есть очень сильное армянское лобби. Наряду с этим, там есть чисто антиазербайджански настроенные силы, которые хотят буквально поглотить всю азербайджанскую элиту, заставить ее играть по американским правилам, что в региональном раскладе, что в вопросах внутреннего порядка, то есть демократических так называемых преобразований, стандартов и так далее".

По его словам, Азербайджан проводит независимую внутреннюю и внешнюю политику, которая раздражает некоторые политические круги в США. "Азербайджан решительно проводит свою сугубо национальную политику, которая отвечает внутренним интересам страны и внешним ее приоритетам, которые где-то могут не совпадать и расходиться с интересами американцев.

Поэтому американские политические круги несколько изменили свою позицию в отношении Азербайджана, особенно это усилилось после того, как Баку занял принципиальную позицию в вопросе Восточного партнерства. Стоило ожидать, что в европейских кругах будут этим недовольны, но американская реакция на позицию Баку оказалась более раздражительной, более агрессивной, хотя ничего трагичного в этом нет", — сказал эксперт.

Кроме того, отметил он, Азербайджан активно участвует в обеспечении энергетической безопасности Европы: "У нас есть очень перспективные планы, связанные с Европой — TAP, TANAP. Есть железнодорожная ветка Баку-Тбилиси-Карс, которая будет перспективно работать, исходя из потребностей мировой торговли, перевалки грузов, интермодальных перевозок. У нас потенциал есть, мы его развиваем, но это все неадекватно воспринимается по ту сторону океана".

Аббасов также подчеркнул, что "Азербайджан не распрощался с рынком СНГ и продолжает сотрудничать с Россией, имеющей определенные рычаги воздействия, в том числе и экономические, даже в условиях санкций. Наверное, кому-то в США показалось, что перед Азербайджаном надо поставить вопрос ребром: либо с нами, либо против нас". Эксперт, кстати, полагает, что законопроект принят не будет.

Haqqin. az задается извечным вопросом – "Что делать?". И сам же отвечает на него так: "Надо готовиться к долгой и затяжной войне с одним из самых могущественных государств в истории человечества, которое объявляет нам несправедливую войну. Одно успокаивает: мы не одни в этом предопределенном и селективном отборе Вашингтона. … Американцы ведут такую войну против многих самодостаточных государств, которые демонстрируют непреклонную и непоколебимую волю в борьбе с диктатом и навязыванием своих приоритетов".

И далее: "Выстоит ли Азербайджан в этой неравной схватке? … Безусловно, выстоит, … просто обязан! … Иначе нашу страну превратят в полыхающую Сирию. Нам удастся победить лишь в том случае, если мы примем новый вызов как сплоченная и консолидированная нация".

Но тут возникает еще один вопрос – о степени консолидации нации. С одной стороны, законопроект, даже в случае его не принятия, может стать катализатором деструктивных политических процессов в Азербайджане, которые непременно "подогреют" заинтересованные страны и круги. С другой стороны, как бы ни был неприемлем Алиев для немалой части его соотечественников, угроза азербайджанской государственности и пример стран с навязанными переворотами, включая военные, может сплотить вокруг власти и лояльных к ней, и ее ненавидящих.

Кроме того, законопроект по Азербайджану видится политически контрпродуктивным для самих США: во-первых, он автоматически и вынужденно бросит Баку в объятия Москвы, во-вторых, вызовет недовольство тех европейских государств, которые стараются держаться подальше от, вежливо говоря, вездесущей политики США и Ко, и рассчитывают на успех энергетических проектов с Азербайджаном.

Ирина Джорбенадзе

18.12.2015

Источник: rosbalt.ru