Анализ мировых СМИ за последние две недели показывает, что тема «Гражданская война на Украине» стремительно ушла с первого места мировой информационной повестки дня и переместилась, как минимум, на третье после «Новая политика России в Сирии» и «Европа и беженцы». Представляется, это долгосрочная тенденция. В пользу данной версии говорит достаточное количество факторов.

Во-первых, в результате длительных усилий России все-таки удалось окончательно вбить клин между США и ЕС по вопросу гражданской войны на Украине. США по прежнему настаивают на том, чтобы Порошенко развязал войну, но Европа после долгих размышлений и переминаний с левой ноги на правую (что и было зафиксировано на последней встрече Меркель и Олланда с Порошенко) все-таки сказала «нет» военному сценарию решения внутриукраинской проблемы. Август был последней возможностью реализации американского сценария. Сейчас приближаются холода, и официальному Киеву на фоне проблем с энергетикой страны становится не до наступления на ДНР и ЛНР.

Во-вторых, прекращение активных боевых действий и подготовки наступления со стороны Киева сразу ставит перед украинскими властными группировками целый ряд проблем, которые становятся для них более приоритетными, чем война с, мягко говоря, непонятными для них персональными перспективами. Тем более, в преддверие местных выборов, на которых состоится смотр сил перед решающими битвами. Тем более, перед вторым голосованием по изменениям в Конституцию, которое само по себе может привести к войне всех против всех, но уже в самом Киеве.

В-третьих, осмысление невозможности решить проблему Донбасса военным способом всей политико-финансовой элитой хунты требует времени. Но то, что этот процесс после европейского «нет» начался — сомнению не подлежит.

Наиболее важным в этом пазле, конечно, является «феномен» Европы, а именно определения тех факторов, которые склонили ее в пользу мирного решения проблемы Донбасса, а, следовательно, в пользу сценария Москвы. Среди множества факторов, которые привели к этому решению Меркель и Олланда, ключевыми стали два. Во-первых, неконтролируемый и явно управляемый наплыв беженцев в ЕС, что резко вынудило ведущие страны ЕС переключиться на внутриполитические проблемы, чреватые распадом сообщества.

Во-вторых, осознание того, что при любых дальнейших сценариях развития ситуации платить за Киев будут не Россия, которая сняла с себя этот груз, или США, которые далеко и будут только подбрасывать дровишек в костер, а Европа. При том, Россия четко довела всем предыдущим ходом событий, что чем хуже будет, тем больше ЕС будет платить за Украину. До лидеров ЕС это таки дошло, и что их, естественно, на фоне внутренних проблем категорически не устраивает. Можно даже сказать, что вся эта шумиха с беженцами была специально раздута европейскими СМИ для того, что у европейских лидеров был серьезный повод для отстаивания перед американцами своей позиции по Украине.

Об этом в частности, пишет crimsonalter в статье «Путин заставил Европу платить по счетам Украины»: «Возможно, ситуация, когда ЕС, нехотя, но кредитует украинский газовый транзит, могла бы считаться положительной для Киева, но есть одно большое «но», заключающееся в соглашении о строительстве «Северного Потока-2», в который вписались крупнейшие европейские энергетические компании. Истерика Яценюка, которая сопровождалась польско-словацкой подпевкой, оплакивающей 2 миллиарда евро упущенных годовых доходов, показывает, что шансы на блокирование проекта на уровне Еврокомиссии оцениваются ими как мизерные.

Особый символизм новому газопроводу придает тот факт, что окончательное соглашение акционеров «Северного Потока-2» было подписано на саммите во Владивостоке, куда европейские бонзы от энергетики прилетели специально для того, чтобы всем желающим было понятно, насколько сильно изолирована Россия от мира. Платить за восстановление разрушенного «скакунами» никто не желает, ибо прибыли от инвестиций в эту территорию (за минусом некоторых ключевых зон) в обозримом будущем не будет, а уж реиндустриализировать территорию нынешней Украины вообще нет желающих. Именно на это указывают действия Кремля, который ударными темпами заменяет украинские предприятия на российские во всех производственных цепочках, а украинскую газотранспортную систему заменяет на «Северный Поток-2» (http://crimsonalter.livejournal.com/74193.html).

Интересно в этой связи, что, как оказалось, пропагандой миграции в Европу активно занимались структуры Сороса и прочие американские организации, делающие свой бизнес на «цветных революциях»: «Организацией The Ayn Rand Institute (одним из ведущих сайтов по рекламе Европы как лучшего места для беженцев) управляла наша бывшая соотечественница Алиса Зиновьевна Розенбаум. Она переехала в США на ПМЖ и стала сионисткой, которая терпеть не могла палестинцев, называла их кучкой примитивных дикарей, ненавидящих Израиль, и активно выступала за проведение военных действий против них. В Европе ее стали называть «главным идеологом американского права» (Chefideologinderamerikanischen Rechten). И с чего-то именно эта организация взялась помогать именно этим людям (арабам) переехать в Европу. Как-то не вяжется.

Стали копать дальше. Организацией, тесно связанной с The Ayn Rand Institute, — вы видите на картинке ее название в электронном адресе, на который привязан зарегистрированный домен — оказалась «Riseup», известная своим позиционированием: «Мы инсценируем революции и свободные общества». О-па. Они уже стояли за организованными беспорядками в Македонии, когда толпы демонстрантов выражали протест против руководства страны и требовали отставки премьер-министра. Поддерживаемые Фондом Сороса активиcты RiseUp не скрывали своих лиц, у одного из них взяли интервью и спросили: «Деньги Джоджа Сороса распространились по планете и поддерживают так называемые цветные революции. Вам не кажется, что происходящее сейчас в Македонии очень похоже на события на Украине?» На это он ответил: «Это не революция, это мирный протест. И я надеюсь, что он не перерастет в революцию как на Украине» (http://dmitriyraevskiy.livejournal.com/203576.html).

Мало того. Оказалось, что «именно эти американские организации активно приглашают всех желающих в Европу, обещая им различных благ. При этом упор делается на сочувствие, человечность и необходимость оказания помощи людям в беде. Интересно, что европейские исследователи не обнаружили ни одного случая призыва в Мексику, Америку или Канаду. Зато в Европу они гостеприимно открывают врата всем желающим. Но ведь эти беженцы обращаются не в посольства за визой, а к специальным перевозчикам нелегалов. И услуга этих перевозчиков стоит немалых денег. Откуда у бедных людей от 7 до 14 тыс. евро? Очень просто. Дорогу им оплачивают и берут долговую расписку, по которой надо будет обязательно рассчитаться… чем? Ну, например, тем, чем скажут.

Есть факты, которые указывают на хорошо организованные связи между перевозчиками нелегалов и Международной интеграционной организацией. Руководит этой организацией Вильям Лэйси Свинг, бывший посол нескольких африканских государств и агент ЦРУ. Ныне он одна из ключевых фигур в финансировании перевозки беженцев, руководимая им организация оплачивает перевозчиков. Затем его же организация сообщает береговой охране государств, куда направляются оплаченные им лодки с беженцами. И далее государства решают: то ли эти лодки принять, то ли потопить — ну как придется» (http://dmitriyraevskiy.livejournal.com/203576.html).

Таким образом, получается, что, мало того, что Москва решила украинскую проблему за счет Европы, отколов ее от позиции США. И как только это произошло во второй половине августа, Россия сразу резко активизировалась на сирийском направлении. Огромную услугу Европе для отхода от американской позиции военного вмешательства на Украине оказали сами инициаторы военного давления на Россию, организовав давление на Европу с помощью мигрантов. Отметим, что точно такая же ошибка ими была допущена и в отношении Китая, когда на него начали давить с целью заставить отказаться от сотрудничества с Россией. Т. е. это не разовый, а системный прокол, когда одна голова орла не знает, что делает другая или же не обращает внимания на то, что она делает. Т. е. налицо рассогласование в Вашингтоне по ключевым моментам стратегии и тактики внешней политики, о чем, кстати, мы не раз писали в прошлом году.

Таким образом, в происходящем видна четкая связь украинской и сирийской проблем, о чем мы писали в последнем материале «Есть ли связь между событиями на Украине и в Сирии?». Сегодня эта установка разделяется и авторитетными международными экспертами. Так, в частности, в статье «План игры России: заставить Обаму встретится с Путиным» бывший посол Индии в Узбекистане и Турции Мелкулангара Бхадракумар отмечает: «Проблема с беженцами становится все более серьезной, не забыт еще греческий долговой кризис, поэтому Украина уходит на периферию европейских интересов. И Россия, и Европа в какой-то момент начнут (если уже не начали) осознавать, что украинский и сирийский кризисы настолько тесно переплетаются между собой, что для их разрешения Москве и Брюсселю необходимо прислушаться к интересам и заботам друг друга» (http://atimes.com/2015/09/russias-game-plan-compel-obama-to-meet-with-putin/).

Сотрудничество с Москвой позволяет ЕС выйти из-под жесткого американского внешнеполитического прессинга и вернуться себе хоть частичную геополитическую субъектность. А решение украинского кризиса позволит ЕС в декабре отменить антироссийские санкции, что весьма важно для России в нынешних условиях, т.к. отказ ЕС от политики дальнейших санкций не позволит США перейти к их следующему витку. Отсюда и истерика, нарастающая в США и проявляющаяся в информационном поле. А тут еще и Сирия, где Москва ведет активный поиск формата, в котором можно будет начать реальную, а не показушную войну с ИГИЛ. Несомненно, рано или поздно он будет найден. И главное, что его участниками будут и Россия, и США. И тогда Вашингтону нечего будет сказать ни своим тайным, ни своим явным союзникам на Ближнем Востоке.

В частности, об одном из возможных вариантов решения этой проблемы пишет Станислав Тарасов в материале «Путин и Обама в сирийском лабиринте»: «Мало кто сегодня рассуждает о плане специального посланника ООН по Сирии Стефана де Мистуры по созданию Контактной группы по Сирии в формате 5+1, испытанному в ходе переговоров по ядерной проблеме Ирана (5 постоянных членов Совбеза ООН — Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия, возможно, с добавлением Ирана, Саудовской Аравии и Турции). В контуры этого плана вписывается предложение президента России Владимира Путина по формированию новой коалиции по борьбе с ИГИЛ».

В этой связи любой формат по Сирии, в котором окажутся Россия и США, будет означать победу Москвы и на сирийском направлении. Именно вокруг этого и выстраивается сейчас внешнеполитическая игра России на сирийском направлении: не захотят американцы участвовать в совместных действиях против ИГИЛ — будет это делать самостоятельно, силы на это есть. Захотят — это уничтожит их авторитет на Ближнем Востоке у всех игроков, особенно у выпестованных ими боевиков и террористов.

Отсюда складывается и весьма интересный контекст визита Владимира Путина на сессию Генассамблеи ООН в конце сентября в плане возможности его встречи с президентом США Обамой. В данной ситуации Обама попал в классический цугцванг: откажется от встречи — все сочтут его слабаком. Согласится — Путин уже выиграл, особенно после слов Обамы о том, что Россия вторая в списке мировых угроз. Если встреча закончится ничем — Обама снова слабак, не смог переиграть Путина, расширяющего влияние России. Закончится договоренностями — снова победил Путин, т.к. он изначально предлагал сотрудничать, а не воевать… В общем, пространство для внешнеполитических маневров США стремительно сужается. А тут еще и предвыборная гонка на носу. С октября-ноября — Обама «хромая утка», да они сейчас особо никакой, а что будет дальше… Поэтому куда Вашингтону ни кинь — всюду клин: «Так что, вилы получаются? — И вилы, и грабли… все двойное» («Мама, не горюй»).

Юрий Баранчик

19.09.2015

Источник: REGNUM