Белорусы сотнями едут на Украину. Кто-то — воевать за Киев, кто-то — за ДНР и ЛНР. Белорусский КГБ одинаково плохо относится и к тем, и другим: Лукашенко предпочитает держать в этом конфликте активный нейтралитет.

Граждане Белоруссии активно принимают участие в боевых действиях на Донбассе, причем гражданская война на Украине поставила сотни из них по разные стороны баррикад.

Исторический белорусский бело-красно-белый флаг развевался над Майданом с первых дней украинской революции. Гражданин Белоруссии Михаил Жизневский, состоявший в УПА, стал одной из первых жертв за время всех акций протеста. Сейчас около 60-70 белорусов формируют на территории Волынской области Украины (граничит с белорусской Брестской областью) добровольческий батальон "Пагоня".

Заместитель председателя Волынского облсовета Игорь Гузь говорит, что в отряде уже несколько десятков человек готовы отправляться на Донбасс — воевать в составе подразделений украинской Нацгвардии. В настоящее время все эти люди тренируются на специальном полигоне и проходят медицинские комиссии: на фронт отправляют только здоровых.

Интересно, что на Волыни на такую помощь никто не рассчитывал и белорусов не агитировал: во всех областях Белоруссии ходят упорные слухи о том, что бандеровцы нападают на машины с белорусскими номерами, поэтому 90% белорусов просто боятся ездить на Украину. И совсем не знают ничего о том, что там происходит. Гузь же говорит, что формирование батальона — "инициатива самих белорусов", "которые хотят бороться с российской агрессией".

Действительно, белорусы, вступающие в "Пагоню", не столько хотят помочь украинцам, сколько решительно настроены против "российских оккупантов". В основном, это белорусскоязычные националисты из центральных областей Белоруссии. Один из них, Владислав, попросил корреспондента "Росбалта" не называть его по фамилии, потому что знает, что на них уже "ведет охоту КГБ".

"Границу мы пересекаем легально. Если по возвращении пограничники будут задавать лишние вопросы, скажем, что работали просто в Киеве на обычной работе. Типа эмиграции. Про то, что мы уехали на войну, знают только самые близкие родственники. Никому не рассказываем: все равно не поймут", — объясняет доброволец.

Говоря о причинах, которые заставили его участвовать в "чужой войне", Владислав поясняет, что он его и его "собратья" решили встать на защиту Украины, потому что "Белоруссия будет следующей". "Когда грузины говорили, что следующей будет Украина, в это никто не верил. Теперь вот Киев расплачивается за свою наивность. Лукашенко, конечно, не дурак, и все понимает, но рано или поздно Москва схарчит и его. Если будет нападение, мы будем партизанами. И, конечно, рассчитываем на то, что наши братья украинцы помогут нам так же, как мы сейчас помогаем им", — рассуждает доброволец. И подчеркивает: "Мы здесь не за деньги. Нам никто не платит".

Организацией белорусских добровольцев на Украине занимается "Национальный альянс", который много лет поддерживал контакты с белорусскими националистами из "Молодого фронта" и "Молодежи БНФ". Гузь подтверждает: все добровольцы — в возрасте до 30 лет. И почти все они — активисты негосударственных общественных организаций.

Впрочем, таких, как Владислав, в Белоруссии все же меньшинство. Большинство белорусов занимает сугубо промосковскую позицию. Из десяти человек, с которыми корреспондент "Росбалта" общался на тему Украины в Минске, восемь были "за Путина", и только двое — за Украину. Социологические опросы, в том числе и проведенные независимыми исследователями, показывают, что на фоне украинских событий рейтинг президента Лукашенко только вырос. А белорусы стали еще негативнее, чем прежде, относиться к Западу.

"Я живу и работаю в Киеве уже четыре года. Когда мои киевские друзья спрашивали меня, за кого белорусы, я всегда говорил, что точно не за Москву. Но когда я съездил на недельку домой, был неприятно удивлен. Большинство таки верит в российскую пропаганду", — рассуждает 30-летний менеджер по продаже стройматериалов Сергей.

Эти настроения подтверждает и тот факт, что немало белорусов сражается на стороне ополченцев из ДНР и ЛНР. Недавно в Сети появилось видеоинтервью 31-летней Натальи Красовской из белорусского города Борисов. Она не скрывает свое лицо, без всяких проблем показывает на камеру свой паспорт и говорит, что "устала от "виртуальной" поддержки в Facebook и "Вконтакте" и решила помочь ополченцам "по-настоящему". "Слова "убийца" я не боюсь", — уверяет Красовская и передает на камеру привет "Рыгоравичу". На Донбассе Красовская работает снайпером.

Лукашенко, конечно, не одобрит ни тех белорусов, которые помогают Киеву, ни тех, кто воюет за непризнанные республики Донбасса. Белорусский президент регулярно проводит консультации по украинскому вопросу с Москвой, но, в то же время, всячески убеждает Киев, что будет продолжать сохранять нейтралитет. Белорусский КГБ получил команду от властей взяться за поиск и тех, кто с оружием в руках выступает за независимость Донбасса, и тех, кто поддерживает официальный Киев. Ведомство предупредило: участие в иностранных военизированных формированиях грозит гражданам Белоруссии тюремным заключением на срок до семи лет.

"Стою, разговариваю с бойцом — тоже белорусом. И он мне говорит: "На меня завели уголовное дело" (т.е. на него — на бойца). Я говорю: "Неприятно-то как. И тут выбегает другой боец и говорит мне: "Наташа, звонит твоя мама". Я беру телефон, и моя мама мне говорит: "Наташа, из КГБ приходили". И вчерашний мой звонок маме — опять кто-то приходил, что-то хотели, номера на "прослушке". Я когда говорю что-нибудь маме — передаю привет подслушивающим ребятам", — рассказывает Красовская в одном из своих интервью, появившихся на YouTube. "Мне когда-то сказали, что президент Александр Григорьевич Лукашенко сказал, что белорусов на этой стороне, ополченцев, не будет, что белорусы сохраняют нейтралитет и сидят дома. Проблема, наверное, в том, что Александр Григорьевич не опросил всех лично, и теперь ему надо как-то ответить за свои слова. И он всем белорусским ополченцам заочно дает "сроки", — добавляет она.

Украинский чиновник Гузь говорит, что добровольцы опасаются, что в их ряды в качестве "засланных казачков" могут проникнуть КГБисты. "После того, как мы объявили о создании отряда — к нам обратилось около пятидесяти человек. Понятно, что появляются и представители белорусских спецслужб. Как их проверить, мы будем думать", — говорит он.

"Лукашенко боится, что белорусы, которые вернутся домой после окончания войны в Украине, захотят использовать приобретенный боевой опыт на родине. Спецслужбы читают ситуацию наперед и сделают все возможное, чтобы это предотвратить", — объясняет встревоженность КГБ белорусский политолог из аналитического центра "Стратегия" Валерий Карбалевич.

В Черниговской и Сумской областях Украины тем временем распространяются слухи о том, что российские диверсанты пересекают границу с Украиной по Десне. С помощью форсирования белорусских рек на Украину попадают и сторонники ДНР и ЛНР из Белоруссии, рассказывают местные власти. Официального подтверждения эта информация, впрочем, не получила. "Вы хотите узнать, можно ли там сплавиться, или нет? Можно, это 100% гарантия, и маловероятно, что кто-то заметит. Я служил там", — цитирует ТСН местного жителя Андрея, который 17 лет служил в пограничных войсках.

Меж тем, белорусами, приезжающими воевать за Украину, уже заинтересовался советник министра внутренних дел Арсена Авакова Антон Геращенко. " Сегодня действительно есть такие граждане Белоруссии, которые хотят воевать на стороне Украины. Так как считают, что помогая Украине бороться с террористической угрозой со стороны России, они помогают таким образом защитить Белоруссию от возможных атак со стороны Путина", — сообщил он. Геращенко подчеркнул, что украинское законодательство не позволяет привлекать "иностранные легионы". Но тем белорусам, которые готовы воевать за Украину, готовы предоставить гражданство.

Для Лукашенко же это совсем другая проблема: что будет, если белорусское общество разделится на две части из-за украинского вопроса? Одного КГБ для предотвращения конфликтов на этой почве будет явно недостаточно.

Валентин Мальцев

16.07.2014

Источник: rosbalt.ru