Мировые игроки разыгрывают сложную партию по переделу сфер влияния на нефтяном рынке. Саудовская Аравия демпингует, США перестали покупать нефть у Нигерии и сейчас делают все, чтобы поднять цены на "черное золото". Ливия выбрасывает на рынок допобъемы, Венесуэла обеспокоена - она уже не может "дарить" свою дорогую нефть соседям. А что же Россия?

Еще летом цены на нефть уверенно держались на отметке выше 100 долларов за баррель. Однако выход на рынок дополнительных объемов из США и Ливии привел к тому, что немедленные поставки стали дешевле фьючерсных. Это привело к неудержимому снижению цены на нефть. Brent в середине июня стоил 115 долларов за баррель, а сейчас уверенно стремится к 85 долларам, то есть той цене, которая считается еще рентабельной для главного ее производителя — Саудовской Аравии. Где-то в это же время (в июне) в СМИ анализировался возможный сговор между США и Саудовской Аравией по вопросу искусственного демпингования цены на нефть, якобы с целью наказания России за ее "агрессию" на Украине. Велика ли вероятность реализации такого сценария?

Некоторые в России отвечают на этот вопрос положительно: например, вице-президент "Роснефти" Михаил Леонтьев назвал скидки Саудовской Аравии "политическим манипулированием", которое может плохо кончиться для ближневосточной страны. Среди долгосрочных факторов, по его словам, — это "сланцевая революция" в США.

"Что касается нефти, то у нас любят все время искать какие-то заговоры, — сказал Pravda.Ru Александр Перов, руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности. — Если бы, например, теперь нефть стала бы расти, то, я уверен, что аналитики нашли бы кучу причин для того, чтобы объяснить данный рост. Например, сказали бы, что обострилась ситуация с Исламским государством: западные страны активно бомбят исламистов, это вызывает напряженность во всем мире, плюс непростые отношения России с западными странами". По мнению эксперта, политических факторов искать не надо, они — коммерческие. Это увеличение предложения на рынке, в том числе и от Саудовской Аравии. И второй фактор — особенности торговли нефтью.

"Дело в том, что торгуется в основном нефть "бумажная", и цена на нее определяется настроениями массы инвесторов, которые в глаза не видят живую нефть, а оперируют именно продажами этой самой "бумажной" нефти. И на их настроения вполне могли повлиять заявления, что саудиты боятся сланцевой нефти из США и якобы хотят с помощью дешевой нефти затормозить этот "сланцевый бум" в Америке для того, чтобы не допустить ослабления своих позиций на нефтяном рынке", — сказал эксперт.

Фактор повышения предложения ставит во главу угла и Вячеслав Кулагин, директор Центра изучения мировых энергетических рынков. Эксперт выделяет США и дополнительные поставки из Ливии. Второй фактор, по мнению Вячеслава Кулагина, — это достаточно неблагоприятная ситуация со спросом. "В частности, если посмотреть на экономику Европы, то становится понятно, что она далека от каких-то таких радужных ожиданий. Этот набор факторов как раз привел к этому падению цен, которое мы наблюдаем сейчас", — сказал эксперт Pravda.Ru. Впрочем, Вячеслав Кулагин не исключает политического сговора: "Это и политический сговор, и коммерческие интересы".

Среди последних Вячеслав Кулагин назвал подавление конкурентов. "Имеется в виду и сланцевая нефть из США, но далеко не только она. Есть нефтяные пески, например, канадские, достаточно дорогие, куда тоже нужны большие инвестиции. Есть, например, венесуэльская нефть пояса Ориноко, которая достаточно сложная для разработки, и реализация проектов там очень дорогостоящая. В конце концов, те же российские шельфовые, арктические, глубоководные залежи и так далее. То есть в мире, действительно, есть множество производителей с очень непростыми, сложными проектами, для которых необходима цена не менее 100 долларов за баррель. И вот их, естественно, и американских производителей, конечно же, Саудовская Аравия здесь может потеснить. Ясно одно, что бюджет Саудовской Аравии при той цене на нефть, которая есть сегодня, чувствует себя, в общем-то, не так плохо".

Американцы, естественно, забеспокоились и, учитывая спекулятивный, "бумажный" характер рынка, стали прогнозировать повышение цены на нефть. Так, в понедельник Bank of America Merrill Lynch (Bofa) сообщил, что цены на нефть практически достигли дна и к концу года североморская Brent вновь вернется к отметке в 100 долларов за баррель.

И вот здесь мы должны посмотреть, что происходит в ОПЕК. Налицо противоречия, куда-то пропало желание договариваться. Страны картеля не торопятся назначать общую встречу, хотя Венесуэла бьет тревогу, а советник по нефти Ирана Мехран Амирмоэйни предупредил, что ОПЕК может повторить ошибку 1998 года, когда страны-члены организации не стали сокращать добычу. Возмущается также Нигерия, так как ее нефть перестали покупать США. Но остальные как будто не слышат.

Мало того, Иран, хоть и протестует, но госкомпания National Oil Co вслед за Саудовской Аравией на прошлой неделе понизила цену для азиатских покупателей. "Я думаю, что сегодня сложилась ситуация, которая является тестом для ОПЕК на выживаемость, — сказал Вячеслав Кулагин. — Если сейчас государства соберутся и договорятся о сокращении квот и, главное, будут их соблюдать, значит, ОПЕК есть, он существует и он работоспособен. Если этого не произойдет, то, я думаю, что об этой организации можно будет забыть. Я думаю, что перед Саудовской Аравией стоит очень серьезный вопрос, сможет ли она вот этот рычаг влияния на мир через ОПЕК сохранить. Поэтому я думаю, что ей выступать здесь чисто в своих интересах не совсем разумно".

Россия, как и США, не член ОПЕК, в чем же ее интерес? "Развал ОПЕК нам, безусловно, выгоден, потому что, как говорится, "разделяй и властвуй", — сказал Pravda.Ru Александр Перов. — Потому что если ОПЕК будет постоянно представлять собой некую консолидированную силу, то и договориться с ним будет гораздо сложнее. Нет там теперь такого режима, что цены на нефть упали и кто-то там нажимает красную кнопку, резко страны сокращают продажу нефти на внешний рынок и цены на нефть растут вверх. Безусловно, такая ситуация России в принципе выгодна".

Добавим, что в России падение цены на нефть компенсируется падением рубля, и в эквиваленте рублевая сумма российской казны не уменьшается. Снижение цены нефти на каждый 1 доллар за баррель — это минус 70 миллиардов рублей доходов, сказал министр финансов Антон Силуанов. Но подорожание доллара на 1 рубль приносит дополнительно 180 миллиардов рублей, сообщила замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Читайте также: США умоют Европу техасской нефтью?

                               Нефть дешевеет. Инициатор - США

Любовь Люлько

15.10.2014

Источник: pravda.ru